Борьба за «золотой остаток». Эксперты — о рынке работодателя в 2026 году

3

В конце 2025 года и начале 2026-го в социальных сетях соискатели сообщали о массовых отказах со стороны работодателей и невозможности найти работу на протяжении нескольких месяцев. При этом безработица в России— на историческом минимуме (2,1%), а дефицит кадров остается одним из главных ограничений для бизнеса.

Как отмечают специалисты HeadHunter, минувший 2025 год стал для рынка труда периодом турбулентности и пересборки подходов. В условиях низкой безработицы работодатели столкнулись с нехваткой специалистов в прикладных и технических сферах и избытком кандидатов в офисных и креативных профессиях. Это привело к повышению требований к опыту и навыкам, а процесс подбора существенно усложнился.

Официальные причины отказов

Чаще всего отказы соискателям в 2025 году были связаны с квалификацией и навыками— на этот фактор пришлось 39,8% случаев. Далее следуют гостинг, то есть внезапное исчезновение кандидатов (8,1%), возраст (7,3%), условия работы (6,8%) и уровень заработной платы (5,7%).

Такие данные получили эксперты Talantix, облачной CRM-системы для рекрутинга (входит в HR-экосистему сервисов hh.ru), проанализировав обезличенную информацию за 2025 год. В общей сложности они изучили 8,2 млн причин, из-за которых могло не состояться трудоустройство, в том числе в Пермском крае.

Мнение рекрутеров

По мнению собственницы HR-агентства Марины Мызиной, данные Talantix абсолютно коррелируют с тем, что она видит в реальных кейсах клиентов. Однако ситуацию на рынке она называет эпохой парадокса. Эксперт подчеркивает, что с одной стороны формально сейчас наступает рынок работодателя: у компаний появляется выбор и возможность «капризничать» и отсеивать.

Но с другой стороны— это самый сложный рынок работодателя за всю историю. Причина кроется в демографической яме 90-х, из-за которой людей в активном трудоспособном возрасте 30–40 лет объективно мало. Квалифицированных кадров среди них и вовсе катастрофически не хватает.

«Тот самый процент в 39,8%— это не история про «мы хотим идеального»,— поясняет Марина Мызина.— Это история про «мы не можем найти человека, который просто запустит станок с ЧПУ или сделает сложную отчетность».

Произошёл разрыв между образованием и реальностью, когда бизнес требует одних компетенций, а вузы и колледжи дают другие. Это привело к тому, что компании устали доучивать за свой счет. Именно поэтому ситуация, когда соискатели жалуются на бесконечные отказы, а работодатели— на то, что не найти людей, является двумя сторонами одной медали.

Структурная перестройка экономики

Независимый экономист Дмитрий Клещев связывает текущие изменения на рынке труда Российской Федерации и Пермского края с двумя фундаментальными факторами. Первый— импульс от импортозамещения и структурной перестройки экономики после событий 2022 года. Второй— жесткая политика Банка России, последовавшая за инфляционным всплеском 2024 года.

Это привело к неизбежному замедлению экономики, из-за которого многие предприятия и даже целые сектора оказались в разных условиях. Где-то рост продолжается: это агропромышленный комплекс (АПК), отдельные сектора обрабатывающей промышленности и услуг. А где-то уже формируется полноценный кризис: в добыче полезных ископаемых, металлургии, машиностроении, строительстве.

По словам экономиста, в полноценную рецессию российская экономика пока не перешла. Но ее ожидание может стать самосбывающимся прогнозом, так как многие предприятия уже пересматривают свои планы развития. При этом эксперт отмечает, что если решения правительства и Центробанка будут своевременными, например, по снижению ключевой ставки, то степень просадки может быть менее значительной.

«По итогам 2026 года мы можем увидеть общий, хоть и небольшой рост. У российской продукции сохраняется хороший экспортный потенциал, а глобальные цепочки поставок продолжают перестраиваться на рынки БРИКС и других дружественных стран»,— считает экономист.

Говоря о Прикамье, Дмитрий Клещев напомнил, что регион исторически является субъектом, где хорошо развиваются как крупные, так и небольшие компании. Крупные предприятия будут испытывать сложности в силу своего масштаба, а у небольших есть хорошие шансы наращивать возможности в тех сегментах, которые продолжат расти.

Борьба за «золотой остаток»

Рекрутер прогнозирует, что в ближайшее время борьба за «золотой остаток» компетентных специалистов усилится. Компании будут буквально воевать за тех, у кого реально есть компетенции, что спровоцирует рост зарплат в дефицитных сферах. Речь идет о рабочих специальностях, IT в производстве, инженерных и узких медицинских профилях.

Рынок работодателя останется формально, но «качественный дефицит» станет критическим. Процент отказов по квалификации может вырасти до 45–50% из-за увеличивающегося разрыва между спросом и предложением по реальным навыкам.

Экономист Дмитрий Клещев добавляет, что на смену фронтальному росту экономики, когда почти все сектора испытывали дефицит трудовых ресурсов, а зарплаты росли рекордными темпами за счет переманивания сотрудников, приходит замедление. Быстрый рост, по мнению экономиста, всегда накапливает проблемы и снижает эффективность. Поэтому в новых условиях компании начинают оптимизировать расходы на персонал.

В последние месяцы появляется все больше сигналов того, что рынок действительно меняется и становится «рынком работодателя», хотя это еще не завершившийся процесс, отмечает Клещев. По его словам, страдают в первую очередь те, кто накопил проблемы еще в период роста. Он также обращает внимание, что государство продолжает отслеживать негативные процессы, благодаря чему безработица остается на низком уровне, а средние зарплаты растут, но при этом уже сокращается количество вакансий и появляется все больше скрытой безработицы, когда людей переводят на неполную занятость.

Говорить о полноценном кризисе рынка труда, говорит специалист, еще очень рано. Ситуация скорее фрагментируется: продолжается активный рост секторов, связанных с шеринговой экономикой, в то время как менее устойчивы «старые сегменты».

Какой стратегии придерживаться кандидатам?

Выходом для бизнеса, по мнению Марины Мызиной, может стать тренд на «переучивание». Компании, которые поймут, что готовых специалистов нет, начнут активнее забирать людей из смежных сфер и доучивать их под себя. Это станет их конкурентным преимуществом.

Соискателямже эксперт советует перестать быть просто исполнителями, а становиться «решателями проблем».

«Рынку не нужны люди с дипломом,— подчеркивает Марина Мызина.— Рынку нужны люди, которые умеют приносить результат».

Экономист Дмитрий Клещев дополняет: в новой реальности привычная модель жизни в рамках одной профессии больше не работает. Потенциальный кандидат должен непрерывно отслеживать ситуацию на рынке и заниматься самообразованием. Смена профессии происходит теперь раз в несколько лет, и если двигаться за спросом, то с поиском работы проблем не возникнет.

Даже на падающем рынке хороший специалист найдет работу проще, чем тот, кто остановился в развитии. Именно непрерывное развитие становится главной страховкой от безработицы в эпоху «качественного дефицита» и структурной перестройки экономики.

Поделиться Поделиться Вконтакте Одноклассники Telegram

РБК в MAX

На связи с проверенными новостями

Читайте РБК в MAX! Самые важные новости, только проверенная информация.

Морской экспорт российской нефти в Китай в январе стал рекордным

Внешний долг России впервые за 20 лет превысил $60 млрд

США обсудят с Венгрией и Словакией отказ от российского газа

The Economist узнал, что США задумались об отправке топлива на Кубу

ВЦИОМ перед 14 февраля составил индекс любвеобильности россиян

Google предупредила Европу о «конкурентном парадоксе»

Авторы Теги