БКЛ метро строили 33 тоннелепроходческих комплекса

363

БКЛ метро строили 33 тоннелепроходческих комплекса

БКЛ метро строили 33 тоннелепроходческих комплекса

Подписывайтесь на Stroi.mos.ru

33 тоннелепроходческих механизированных комплекса (ТПМК) были задействованы на строительстве Большой кольцевой линии (БКЛ) метро, сообщил заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв.

«С момента старта проекта на БКЛ работали 33 ТПМК. Четыре из них – это щиты-гиганты диаметром 10 метров. В ходе работ подземные пути прокладывались под плотной жилой и промышленной застройкой, объектами культурного и исторического наследия, зелеными зонами, крупными автомобильными и железнодорожными магистралями, действующими линиями московского метро», – сказал Андрей Бочкарёв.

Начать просмотр

ВОПРОСЫ   #6
Как строят тоннели метро и что такое ТПМК

  • тоннелепроходческий щит
  • ТПМК

Как строят тоннели метро и что такое ТПМК

  • вопрос 1

    Что такое ТПМК?

  • вопрос 2

    Кто изобрел ТПМК?

  • вопрос 3

    Внедрение ТПМК в России

  • вопрос 4

    Как работает ТПМК

  • вопрос 5

    ТПМК: «шестерки» и «десятки»

  • вопрос 6

    Почему ТПМК называют женскими именами?

Тоннелепроходческий механизированный комплекс (также тоннелепроходческий щит, ТПМК) – машина для строительства тоннелей метро.

В 1930-е годы первые станции столичной подземки строились вручную: киркой и лопатой. Сегодня в арсенале метростроителей – передовые технологии. Для прокладки тоннелей используют автоматизированную сверхпрочную конструкцию под названием «проходческий щит». Ее можно сравнить со «стальным червем», который сверлит путь в толще породы, оставляя за собой готовый тоннель.

БКЛ метро строили 33 тоннелепроходческих комплекса

Назад

По легенде, изобретатель первого в мире проходческого щита англичанин Марк Брунель действительно придумал такую конструкцию после того, как во время службы во флоте пригляделся к «работе» корабельного червя. Он заметил, что голова моллюска покрыта жесткой раковиной, с помощью зазубренных краев которой червь буравил дерево, оставляя за собой на стенках хода гладкий защитный слой извести.

Идея машины оформилась в конструкцию в 1817 году, когда русский император Александр I обратился к Брунелю с просьбой спроектировать тоннель под Невой в Санкт-Петербурге. Правда, в России инженеру поработать не удалось – император решил возвести в намеченном месте мост. Однако в 1818 году первый щит Брунеля был запатентован, а в 1825-м с его помощью началось строительство тоннеля под Темзой.

БКЛ метро строили 33 тоннелепроходческих комплекса

Назад

В нашей стране проходческий щит впервые использовали в 1934 году для проходки сложного участка первой очереди московского метро между Театральной площадью и Лубянкой. А при строительстве второй очереди столичной подземки на трассах одновременно работало уже 42 щита – рекорд по объему используемой техники.

БКЛ метро строили 33 тоннелепроходческих комплекса

Московские строители первыми в мире с помощью тоннелепроходческих щитов стали прокладывать наклонные тоннели для эскалаторных зон. По заказу Мосметростроя канадская фирма Lovat разработала и изготовила ТПМК с наружным диаметром 11 метров. Именно с его использованием столичные метростроевцы впервые совершили щитовую проходку тоннеля для эскалаторов. Это произошло на станции «Марьина роща» Люблинско-Дмитровской линии метро.

Назад

Тоннели строятся в самых сложных инженерно-геологических условиях, и современные щиты рассчитаны на проходку в различных грунтах, в том числе в неустойчивых. Комплексы работают в два цикла: сначала разрабатывают грунт, затем возводят обделку, производя монтаж блоков. Средняя скорость проходки щитов сегодня составляет 250-300 метров в месяц.

БКЛ метро строили 33 тоннелепроходческих комплекса

Назад

Тоннелепроходческий комплекс – это целый завод по переработке грунта. В Москве всегда строили метро щитами диаметром 6 метров, теперь проходка ведется и 10-метровыми машинами-гигантами. 

БКЛ метро строили 33 тоннелепроходческих комплекса

Щиты – «десятки» используют при строительстве двухпутных тоннелей, где в одном тоннеле проходят пути встречных направлений, а платформы находятся по бокам.

Для обслуживания и эксплуатации одного большого щита требуется меньше оборудования для вывоза грунта, сокращается и количество сопутствующей инфраструктуры – это освещение, вентиляция, подвоз тюбингов.

БКЛ метро строили 33 тоннелепроходческих комплекса

Назад

Метростроители называют проходческие щиты женскими именами. Этот обычай появился благодаря Ричарду Ловату, основателю и владельцу известной канадской фирмы LOVAT, выпускающей ТПМК. Он решил, что все щиты компании должны носить женские имена в честь покровительницы подземных работ святой Барбары. Традиция распространилась и на машины других производителей. 

БКЛ метро строили 33 тоннелепроходческих комплекса

Назад

Руководитель Стройкомплекса Москвы добавил, что в общей сложности пройдено более 83 км однопутных и около 12 км двухпутных тоннелей.

Как уточнил генеральный директор «МИПСТРОЙ 1» (входит в Группу компаний «Мосинжпроект», выступающую генеральным проектировщиком и генеральным подрядчиком строительства станций столичного метро) Константин Маслаков, использование ТПМК – основной метод проходки тоннелей на БКЛ и лишь небольшие участки подземных трасс проложены горным способом.

«Современные механизированные комплексы снабжены цифровым оборудованием, позволяющим вести круглосуточный контроль за состоянием основных параметров проходки – ее скорости, давления грунта и положением щита в пространстве. При этом выработка колоссальная. Например, щит-гигант длиной более 60 метров и весом в 1600 тонн вырабатывает 3 тыс. кубометров грунта в сутки», – отметил Константин Маслаков.

Спецпроект о БКЛ метро

По его словам, для монтажа и демонтажа тоннелепроходческих комплексов используются не только краны, но и грузоподъемные портальные системы.

«Обычно ТПМК частями опускают в котлован и уже там собирают в единый комплекс. При этом используются системы большой грузоподъемности, способные перемещать монтируемые элементы весом до 175 тонн», – пояснил Маслаков.

Портальная система позволяет перемещать собранную головную часть щита целиком по рельсошпальной решетке до монтажно-щитовой камеры, что сокращает сроки установки.

Создание Большой кольцевой линии – главный проект отечественного метростроения. Ее длина составляет 70 км, здесь расположена 31 станция. Большое кольцо связывает существующие и перспективные ветки московского метро, платформы Московского центрального кольца (МЦК) и Московских центральных диаметров (МЦД).

Начать просмотр

ВОПРОСЫ   #5
Московские центральные диаметры: «наземное» метро

  • МЦД

Московские центральные диаметры: «наземное» метро

  • вопрос 1

    Что такое МЦД?

  • вопрос 2

    Преимущества МЦД

  • вопрос 3

    Первые диаметры

  • вопрос 4

    Поезда МЦД

  • вопрос 5

    Сколько стоит проезд?

Крупнейший транспортный проект Москвы и Московской области — новое «наземное» метро, которое объединяет пригородные электрички и столичное метро.

Назад

  • поезда из Подмосковья проезжают Москву насквозь
  • график работы с 5:30 утра до 1:00 ночи
  • интервал движения между поездами 5-6 минут в часы пик
  • отсутствие дневного перерыва
  • удобные платформы и комфортные поезда
  • стоимость проезда как в метро и МЦК
  • бесплатные пересадки на метро и МЦК в течение 90 минут

БКЛ метро строили 33 тоннелепроходческих комплекса

Назад

21 ноября 2019 года запустили МЦД-1 «Белорусско-Савёловский» и МЦД-2 «Курско-Рижский». Движение по МЦД-3 и МЦД-4 запустят в 2023-2024 годах.

БКЛ метро строили 33 тоннелепроходческих комплекса

Назад

Поездами МЦД являются все электропоезда, которые курсируют по маршруту диаметров (кроме экспрессов). 

По маршрутам МЦД-1 и МЦД-2 курсируют современные поезда «Иволга» российского производства. По техническим параметрам, уровню комфорта и экономической эффективности они соответствуют лучшим зарубежным аналогам, а по некоторым характеристикам превосходят их.

Их ключевые преимущества:

  • Широкие двери ускоряют посадку/высадку пассажиров
  • Плавный ход поезда и низкий уровень шума и вибрации при движении
  • «Теплые» поручни
  • Системы обеззараживания воздуха
  • Предусмотрены крепления для велосипедов, USB-розетки для зарядки гаджетов, бесплатный Wi-Fi, информационное табло
  • Адаптированы для маломобильных пассажиров — надежные крепления для колясок, просторные туалетные комнаты. Для слабовидящих пассажиров информационные таблички дублируются шрифтом Брайля

БКЛ метро строили 33 тоннелепроходческих комплекса

Назад

Благодаря новой тарифной системе, при поездках по Москве пассажиры будут ежедневно экономить на проезде до 50 процентов, пассажиры, приезжающие из Московской области в границах МЦД, до 75 процентов.

МЦД разделены на 3 тарифные зоны – «Центральная», «Пригород», «Дальняя». Стоимость проезда можно узнать здесь. 

Оплатить проезд можно картой «Тройка». Бесплатная пересадка действует в течение 90 минут.

Назад

1 марта президент России Владимир Путин и мэр Москвы Сергей Собянин открыли движение по всей Большой кольцевой линии метро.

БКЛ метро строили 33 тоннелепроходческих комплекса

БКЛ метро строили 33 тоннелепроходческих комплекса

БКЛ метро строили 33 тоннелепроходческих комплекса

БКЛ метро строили 33 тоннелепроходческих комплекса

БКЛ метро строили 33 тоннелепроходческих комплекса

БКЛ метро строили 33 тоннелепроходческих комплекса

БКЛ метро строили 33 тоннелепроходческих комплекса

БКЛ метро строили 33 тоннелепроходческих комплекса

БКЛ метро строили 33 тоннелепроходческих комплекса

БКЛ метро строили 33 тоннелепроходческих комплекса

БКЛ метро строили 33 тоннелепроходческих комплекса

БКЛ метро строили 33 тоннелепроходческих комплекса

БКЛ метро строили 33 тоннелепроходческих комплекса

БКЛ метро строили 33 тоннелепроходческих комплекса

БКЛ метро строили 33 тоннелепроходческих комплекса

БКЛ метро строили 33 тоннелепроходческих комплекса

БКЛ метро строили 33 тоннелепроходческих комплекса

БКЛ метро строили 33 тоннелепроходческих комплекса

БКЛ метро строили 33 тоннелепроходческих комплекса

БКЛ метро строили 33 тоннелепроходческих комплекса

БКЛ метро строили 33 тоннелепроходческих комплекса

БКЛ метро строили 33 тоннелепроходческих комплекса

БКЛ метро строили 33 тоннелепроходческих комплекса

БКЛ метро строили 33 тоннелепроходческих комплекса

БКЛ метро строили 33 тоннелепроходческих комплекса

БКЛ метро строили 33 тоннелепроходческих комплекса

БКЛ метро строили 33 тоннелепроходческих комплекса

БКЛ метро строили 33 тоннелепроходческих комплекса

БКЛ метро строили 33 тоннелепроходческих комплекса

БКЛ метро строили 33 тоннелепроходческих комплекса

БКЛ метро строили 33 тоннелепроходческих комплекса

БКЛ метро строили 33 тоннелепроходческих комплекса

БКЛ метро строили 33 тоннелепроходческих комплекса

БКЛ метро строили 33 тоннелепроходческих комплекса

БКЛ метро строили 33 тоннелепроходческих комплекса

БКЛ метро строили 33 тоннелепроходческих комплекса

БКЛ метро строили 33 тоннелепроходческих комплекса

БКЛ метро строили 33 тоннелепроходческих комплекса

БКЛ метро строили 33 тоннелепроходческих комплекса

БКЛ метро строили 33 тоннелепроходческих комплекса

БКЛ метро строили 33 тоннелепроходческих комплекса

БКЛ метро строили 33 тоннелепроходческих комплекса

БКЛ метро строили 33 тоннелепроходческих комплекса

БКЛ метро строили 33 тоннелепроходческих комплекса

БКЛ метро строили 33 тоннелепроходческих комплекса

БКЛ метро строили 33 тоннелепроходческих комплекса

БКЛ метро строили 33 тоннелепроходческих комплекса

БКЛ метро строили 33 тоннелепроходческих комплекса

БКЛ метро строили 33 тоннелепроходческих комплекса

БКЛ метро строили 33 тоннелепроходческих комплекса

БКЛ метро строили 33 тоннелепроходческих комплекса

БКЛ метро строили 33 тоннелепроходческих комплекса

БКЛ метро строили 33 тоннелепроходческих комплекса

БКЛ метро строили 33 тоннелепроходческих комплекса

БКЛ метро строили 33 тоннелепроходческих комплекса

БКЛ метро строили 33 тоннелепроходческих комплекса

БКЛ метро строили 33 тоннелепроходческих комплекса

БКЛ метро строили 33 тоннелепроходческих комплекса

БКЛ метро строили 33 тоннелепроходческих комплекса

БКЛ метро строили 33 тоннелепроходческих комплекса

БКЛ метро строили 33 тоннелепроходческих комплекса

БКЛ метро строили 33 тоннелепроходческих комплекса

БКЛ метро строили 33 тоннелепроходческих комплекса

БКЛ метро строили 33 тоннелепроходческих комплекса

БКЛ метро строили 33 тоннелепроходческих комплекса

БКЛ метро строили 33 тоннелепроходческих комплекса

БКЛ метро строили 33 тоннелепроходческих комплекса

БКЛ метро строили 33 тоннелепроходческих комплекса

БКЛ метро строили 33 тоннелепроходческих комплекса

БКЛ метро строили 33 тоннелепроходческих комплекса

БКЛ метро строили 33 тоннелепроходческих комплекса

БКЛ метро строили 33 тоннелепроходческих комплекса

БКЛ метро строили 33 тоннелепроходческих комплекса

БКЛ метро строили 33 тоннелепроходческих комплекса

БКЛ метро строили 33 тоннелепроходческих комплекса

БКЛ метро строили 33 тоннелепроходческих комплекса

БКЛ метро строили 33 тоннелепроходческих комплекса

БКЛ метро строили 33 тоннелепроходческих комплекса

БКЛ метро строили 33 тоннелепроходческих комплекса

БКЛ метро строили 33 тоннелепроходческих комплекса

БКЛ метро строили 33 тоннелепроходческих комплекса

БКЛ метро строили 33 тоннелепроходческих комплекса

БКЛ метро строили 33 тоннелепроходческих комплекса

БКЛ метро строили 33 тоннелепроходческих комплекса

БКЛ метро строили 33 тоннелепроходческих комплекса

БКЛ метро строили 33 тоннелепроходческих комплекса

БКЛ метро строили 33 тоннелепроходческих комплекса

БКЛ метро строили 33 тоннелепроходческих комплекса

БКЛ метро строили 33 тоннелепроходческих комплекса

БКЛ метро строили 33 тоннелепроходческих комплекса

БКЛ метро строили 33 тоннелепроходческих комплекса

БКЛ метро строили 33 тоннелепроходческих комплекса

БКЛ метро строили 33 тоннелепроходческих комплекса

БКЛ метро строили 33 тоннелепроходческих комплекса

БКЛ метро строили 33 тоннелепроходческих комплекса

БКЛ метро строили 33 тоннелепроходческих комплекса

БКЛ метро строили 33 тоннелепроходческих комплекса

БКЛ метро строили 33 тоннелепроходческих комплекса

БКЛ метро строили 33 тоннелепроходческих комплекса

БКЛ метро строили 33 тоннелепроходческих комплекса

1
 | 

100

Открытие девяти станций БКЛ метро. В. Путин, С. Собянин, А. Бочкарёв

01.03.23

«Сегодня историческое событие не только для метро, но и для всей транспортной системы, и для города Москвы. Это самый большой и трудный проект за всю историю метростроения, это новое сердце транспортной системы столицы, которое объединяет и МЦД, и МЦК, и линии подземки, и позволяет присоединять новые ветки. Это, конечно, огромный и важный проект», – заявил Сергей Собянин.