Для строительства БКЛ метро создали центр управления тоннелепроходкой

0
18

Для строительства БКЛ метро создали центр управления тоннелепроходкой

Для строительства БКЛ метро создали центр управления тоннелепроходкой

Подписывайтесь на Stroi.mos.ru

Идея создания центра управления проходкой (ЦУП), который позволяет эффективно выявлять и устранять нарушения технологий сооружения тоннелей, появилась в Группе компаний «Мосинжпроект» благодаря строительству Большой кольцевой линии (БКЛ) метро, сообщил заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв.

«Строительство БКЛ в условиях плотной городской застройки и близости действующей транспортной и инженерной инфраструктуры потребовало обеспечить максимальный уровень безопасности и эффективности при тоннелепроходке. Для этого специалистами ГК «Мосинжпроект» был организован так называемый центр управления проходкой, куда в режиме реального времени стала поступать вся информация о ходе сооружения тоннелей. Это позволило оперативно реагировать на любые отклонения ведения работ и корректировать действия экипажей тоннелепроходческих комплексов», – сказал Андрей Бочкарёв.  

Спецпроект о БКЛ метро

По его словам, такая система единой координации подземного строительства позволила минимизировать риск возникновения нештатных ситуаций.

Генеральный директор АО «Мосинжпроект» (Группа компаний – генеральный проектировщик и генеральный подрядчик строительства новых линий и станций московского метро) Юрий Кравцов уточнил, что в ЦУП следят за работой основных узлов и агрегатов всех тоннелепроходческих механизированных комплексов (ТПМК).

«Осуществляется контроль над давлением и температурой масла, над соблюдением предельных токовых нагрузок. Также фиксируется состояние режущего инструмента ротора ТПМК и, в случае его износа, центр заранее получает информацию о необходимости его замены», – пояснил Юрий Кравцов.

Начать просмотр

ВОПРОСЫ   #6
Как строят тоннели метро и что такое ТПМК

  • тоннелепроходческий щит
  • ТПМК

Как строят тоннели метро и что такое ТПМК

  • вопрос 1

    Что такое ТПМК?

  • вопрос 2

    Кто изобрел ТПМК?

  • вопрос 3

    Внедрение ТПМК в России

  • вопрос 4

    Как работает ТПМК

  • вопрос 5

    ТПМК: «шестерки» и «десятки»

  • вопрос 6

    Почему ТПМК называют женскими именами?

Тоннелепроходческий механизированный комплекс (также тоннелепроходческий щит, ТПМК) – машина для строительства тоннелей метро.

В 1930-е годы первые станции столичной подземки строились вручную: киркой и лопатой. Сегодня в арсенале метростроителей – передовые технологии. Для прокладки тоннелей используют автоматизированную сверхпрочную конструкцию под названием «проходческий щит». Ее можно сравнить со «стальным червем», который сверлит путь в толще породы, оставляя за собой готовый тоннель.

Для строительства БКЛ метро создали центр управления тоннелепроходкой

Назад

По легенде, изобретатель первого в мире проходческого щита англичанин Марк Брунель действительно придумал такую конструкцию после того, как во время службы во флоте пригляделся к «работе» корабельного червя. Он заметил, что голова моллюска покрыта жесткой раковиной, с помощью зазубренных краев которой червь буравил дерево, оставляя за собой на стенках хода гладкий защитный слой извести.

Идея машины оформилась в конструкцию в 1817 году, когда русский император Александр I обратился к Брунелю с просьбой спроектировать тоннель под Невой в Санкт-Петербурге. Правда, в России инженеру поработать не удалось – император решил возвести в намеченном месте мост. Однако в 1818 году первый щит Брунеля был запатентован, а в 1825-м с его помощью началось строительство тоннеля под Темзой.

Для строительства БКЛ метро создали центр управления тоннелепроходкой

Назад

В нашей стране проходческий щит впервые использовали в 1934 году для проходки сложного участка первой очереди московского метро между Театральной площадью и Лубянкой. А при строительстве второй очереди столичной подземки на трассах одновременно работало уже 42 щита – рекорд по объему используемой техники.

Для строительства БКЛ метро создали центр управления тоннелепроходкой

Московские строители первыми в мире с помощью тоннелепроходческих щитов стали прокладывать наклонные тоннели для эскалаторных зон. По заказу Мосметростроя канадская фирма Lovat разработала и изготовила ТПМК с наружным диаметром 11 метров. Именно с его использованием столичные метростроевцы впервые совершили щитовую проходку тоннеля для эскалаторов. Это произошло на станции «Марьина роща» Люблинско-Дмитровской линии метро.

Назад

Тоннели строятся в самых сложных инженерно-геологических условиях, и современные щиты рассчитаны на проходку в различных грунтах, в том числе в неустойчивых. Комплексы работают в два цикла: сначала разрабатывают грунт, затем возводят обделку, производя монтаж блоков. Средняя скорость проходки щитов сегодня составляет 250-300 метров в месяц.

Для строительства БКЛ метро создали центр управления тоннелепроходкой

Назад

Тоннелепроходческий комплекс – это целый завод по переработке грунта. В Москве всегда строили метро щитами диаметром 6 метров, теперь проходка ведется и 10-метровыми машинами-гигантами. 

Для строительства БКЛ метро создали центр управления тоннелепроходкой

Щиты – «десятки» используют при строительстве двухпутных тоннелей, где в одном тоннеле проходят пути встречных направлений, а платформы находятся по бокам.

Для обслуживания и эксплуатации одного большого щита требуется меньше оборудования для вывоза грунта, сокращается и количество сопутствующей инфраструктуры – это освещение, вентиляция, подвоз тюбингов.

Для строительства БКЛ метро создали центр управления тоннелепроходкой

Назад

Метростроители называют проходческие щиты женскими именами. Этот обычай появился благодаря Ричарду Ловату, основателю и владельцу известной канадской фирмы LOVAT, выпускающей ТПМК. Он решил, что все щиты компании должны носить женские имена в честь покровительницы подземных работ святой Барбары. Традиция распространилась и на машины других производителей. 

Для строительства БКЛ метро создали центр управления тоннелепроходкой

Назад

Глава инжинирингового холдинга добавил, что также в ЦУП ведется постоянный мониторинг состояния грунта, что позволяет значительно снизить количество просадок дневной поверхности.

«Тоннелепроходка на БКЛ завершена в декабре 2021 года. Опыт работы центра управления проходкой оказался положительным, и сейчас ЦУП координирует работу всех тоннелепроходческих механизированных комплексов, задействованных в Программе развития московского метрополитена», – отметил Юрий Кравцов.  

По словам руководителя «Мосинжпроекта», сооружение тоннелей осуществляется на Троицкой линии метро.              

Начать просмотр

ВОПРОСЫ   #3
Троицкая (Коммунарская) линия метро

  • Троицкая (Коммунарская) линия метро

Троицкая (Коммунарская) линия метро

  • вопрос 1

    Где пройдет Троицкая линия метро?

  • вопрос 2

    Как строят Троицкую линию метро?

  • вопрос 3

    Зачем строят Троицкую линию метро?

В Москве строится новая радиальная линия метро – Троицкая. На ней будет 17 станций. Она пройдет от станции «ЗИЛ» и дойдет до Новой Москвы.

Запуск этой ветки положительно скажется и на дорожной сети в районах, примыкающих к новым станциям метро: сократится путь между центральными и юго-западными районами Москвы и территориями Новомосковского и Троицкого округов (ТиНАО).

Назад

Строительство Троицкой линии ведется в два этапа. До 2025 года планируется запустить участок от станции «ЗИЛ» до «Коммунарки». Здесь будет 11 станций:

«ЗИЛ» + пересадка на будущую Бирюлёвскую линию и МЦК;

«Крымская» + пересадка на МЦК;

«Академическая» + пересадка на Калужско-Рижскую линию;

«Вавиловская»;

«Новаторская» + пересадка на Большую кольцевую линию;

«Университет Дружбы Народов»;

«Улица Генерала Тюленева»;

«Тютчевская»;

«Корниловская»;

«Бачуринская»;

«Коммунарка» + пересадка на Сокольническую линию.

В период с 2025-го по 2026 год линию продлят до Троицка. Проект планировки этого участка пока находится в проработке.

«Сосенки»;

«Ракитки»;

«Десна»;

«Десёновское»;

«Ватутинки»;

«Троицк».

Подробнее о размещении станций Троицкой ветки читайте в нашем специальном разделе. 

Назад

Без этой ветки столичная подземка не справится с растущими нагрузками: через несколько лет жители районов Академический, Гагаринский и Ломоносовский просто не смогут сесть в вагоны на станциях «Университет» Сокольнической и «Академическая» Калужско-Рижской линий. Поскольку транспортная инфраструктура этих станций не справится с постоянно увеличивающимся количеством пассажиров метро.

Для строительства БКЛ метро создали центр управления тоннелепроходкой

Назад

Создание Большой кольцевой линии – главный проект столичного метростроения. Ее длина составляет 70 км, здесь расположена 31 станция. Большое кольцо связывает существующие и перспективные линии Московского метрополитена.

Для строительства БКЛ метро создали центр управления тоннелепроходкой

Для строительства БКЛ метро создали центр управления тоннелепроходкой

Для строительства БКЛ метро создали центр управления тоннелепроходкой

Для строительства БКЛ метро создали центр управления тоннелепроходкой

Для строительства БКЛ метро создали центр управления тоннелепроходкой

Для строительства БКЛ метро создали центр управления тоннелепроходкой

Для строительства БКЛ метро создали центр управления тоннелепроходкой

Для строительства БКЛ метро создали центр управления тоннелепроходкой

Для строительства БКЛ метро создали центр управления тоннелепроходкой

Для строительства БКЛ метро создали центр управления тоннелепроходкой

Для строительства БКЛ метро создали центр управления тоннелепроходкой

Для строительства БКЛ метро создали центр управления тоннелепроходкой

Для строительства БКЛ метро создали центр управления тоннелепроходкой

Для строительства БКЛ метро создали центр управления тоннелепроходкой

Для строительства БКЛ метро создали центр управления тоннелепроходкой

Для строительства БКЛ метро создали центр управления тоннелепроходкой

Для строительства БКЛ метро создали центр управления тоннелепроходкой

Для строительства БКЛ метро создали центр управления тоннелепроходкой

Для строительства БКЛ метро создали центр управления тоннелепроходкой

Для строительства БКЛ метро создали центр управления тоннелепроходкой

Для строительства БКЛ метро создали центр управления тоннелепроходкой

Для строительства БКЛ метро создали центр управления тоннелепроходкой

Для строительства БКЛ метро создали центр управления тоннелепроходкой

Для строительства БКЛ метро создали центр управления тоннелепроходкой

Для строительства БКЛ метро создали центр управления тоннелепроходкой

Для строительства БКЛ метро создали центр управления тоннелепроходкой

Для строительства БКЛ метро создали центр управления тоннелепроходкой

Для строительства БКЛ метро создали центр управления тоннелепроходкой

Для строительства БКЛ метро создали центр управления тоннелепроходкой

Для строительства БКЛ метро создали центр управления тоннелепроходкой

Для строительства БКЛ метро создали центр управления тоннелепроходкой

Для строительства БКЛ метро создали центр управления тоннелепроходкой

Для строительства БКЛ метро создали центр управления тоннелепроходкой

Для строительства БКЛ метро создали центр управления тоннелепроходкой

Для строительства БКЛ метро создали центр управления тоннелепроходкой

Для строительства БКЛ метро создали центр управления тоннелепроходкой

Для строительства БКЛ метро создали центр управления тоннелепроходкой

Для строительства БКЛ метро создали центр управления тоннелепроходкой

Для строительства БКЛ метро создали центр управления тоннелепроходкой

Для строительства БКЛ метро создали центр управления тоннелепроходкой

Для строительства БКЛ метро создали центр управления тоннелепроходкой

Для строительства БКЛ метро создали центр управления тоннелепроходкой

Для строительства БКЛ метро создали центр управления тоннелепроходкой

Для строительства БКЛ метро создали центр управления тоннелепроходкой

Для строительства БКЛ метро создали центр управления тоннелепроходкой

Для строительства БКЛ метро создали центр управления тоннелепроходкой

Для строительства БКЛ метро создали центр управления тоннелепроходкой

Для строительства БКЛ метро создали центр управления тоннелепроходкой

Для строительства БКЛ метро создали центр управления тоннелепроходкой

Для строительства БКЛ метро создали центр управления тоннелепроходкой

Для строительства БКЛ метро создали центр управления тоннелепроходкой

Для строительства БКЛ метро создали центр управления тоннелепроходкой

Для строительства БКЛ метро создали центр управления тоннелепроходкой

Для строительства БКЛ метро создали центр управления тоннелепроходкой

Для строительства БКЛ метро создали центр управления тоннелепроходкой

Для строительства БКЛ метро создали центр управления тоннелепроходкой

Для строительства БКЛ метро создали центр управления тоннелепроходкой

Для строительства БКЛ метро создали центр управления тоннелепроходкой

Для строительства БКЛ метро создали центр управления тоннелепроходкой

Для строительства БКЛ метро создали центр управления тоннелепроходкой

Для строительства БКЛ метро создали центр управления тоннелепроходкой

Для строительства БКЛ метро создали центр управления тоннелепроходкой

Для строительства БКЛ метро создали центр управления тоннелепроходкой

Для строительства БКЛ метро создали центр управления тоннелепроходкой

Для строительства БКЛ метро создали центр управления тоннелепроходкой

Для строительства БКЛ метро создали центр управления тоннелепроходкой

Для строительства БКЛ метро создали центр управления тоннелепроходкой

Для строительства БКЛ метро создали центр управления тоннелепроходкой

Для строительства БКЛ метро создали центр управления тоннелепроходкой

Для строительства БКЛ метро создали центр управления тоннелепроходкой

Для строительства БКЛ метро создали центр управления тоннелепроходкой

Для строительства БКЛ метро создали центр управления тоннелепроходкой

Для строительства БКЛ метро создали центр управления тоннелепроходкой

Для строительства БКЛ метро создали центр управления тоннелепроходкой

Для строительства БКЛ метро создали центр управления тоннелепроходкой

Для строительства БКЛ метро создали центр управления тоннелепроходкой

Для строительства БКЛ метро создали центр управления тоннелепроходкой

Для строительства БКЛ метро создали центр управления тоннелепроходкой

Для строительства БКЛ метро создали центр управления тоннелепроходкой

Для строительства БКЛ метро создали центр управления тоннелепроходкой

Для строительства БКЛ метро создали центр управления тоннелепроходкой

Для строительства БКЛ метро создали центр управления тоннелепроходкой

Для строительства БКЛ метро создали центр управления тоннелепроходкой

Для строительства БКЛ метро создали центр управления тоннелепроходкой

Для строительства БКЛ метро создали центр управления тоннелепроходкой

Для строительства БКЛ метро создали центр управления тоннелепроходкой

Для строительства БКЛ метро создали центр управления тоннелепроходкой

Для строительства БКЛ метро создали центр управления тоннелепроходкой

Для строительства БКЛ метро создали центр управления тоннелепроходкой

Для строительства БКЛ метро создали центр управления тоннелепроходкой

Для строительства БКЛ метро создали центр управления тоннелепроходкой

Для строительства БКЛ метро создали центр управления тоннелепроходкой

Для строительства БКЛ метро создали центр управления тоннелепроходкой

Для строительства БКЛ метро создали центр управления тоннелепроходкой

Для строительства БКЛ метро создали центр управления тоннелепроходкой

Для строительства БКЛ метро создали центр управления тоннелепроходкой

Для строительства БКЛ метро создали центр управления тоннелепроходкой

Для строительства БКЛ метро создали центр управления тоннелепроходкой

Для строительства БКЛ метро создали центр управления тоннелепроходкой

Для строительства БКЛ метро создали центр управления тоннелепроходкой

1
 | 

100

Открытие девяти станций БКЛ метро. В. Путин, С. Собянин, А. Бочкарёв

01.03.23

1 марта президент России Владимир Путин и мэр Москвы Сергей Собянин открыли движение по всей Большой кольцевой линии метро.

«Сегодня историческое событие не только для метро, но и для всей транспортной системы, и для города Москвы. Это самый большой и трудный проект за всю историю метростроения, это новое сердце транспортной системы Москвы, которое объединяет и МЦД, и МЦК, и линии метро в единую транспортную систему, и позволяет присоединять новые линии метро, создавая будущее транспортной системы. Это, конечно, огромный и важный проект», – сказал Сергей Собянин.