Выставка «Кольца Лефортова», посвященная 20-летию завершения строительства Третьего транспортного кольца (ТТК) и открытия движения по Лефортовскому тоннелю, открылась в филиале Музея Москвы, сообщил генеральный директор АО «Мосметрострой» Сергей Жуков.
Экспозиция представляет исторические, градостроительные, архитектурные, социальные и технологические особенности кольцевой структуры города на двух уровнях – общемосковском и местном (лефортовском).
Выставка занимает два зала Музея истории Лефортово. Большой зал познакомит посетителей с историей московских колец от Камер-Коллежского вала до Большой кольцевой линии (БКЛ) метро.
В Малом зале воссоздана библиотека и кабинет проектировщика, склад и архив. Экспонаты выставки – карты, литографии, гравюры, фотографии, проектные материалы, археологические находки и макеты из коллекций Московского Метростроя, Института Генплана Москвы, Музея архитектуры имени Щусева и др.
«Московский Метрострой ведет свою историю с 1931 года. За 92 года нашим коллективом построено и реконструировано около 200 станций метро, проложено более 600 км тоннелей, возведено 30 км автодорожных развязок и магистралей», – сказал Сергей Жуков.
Московский Метрострой принимал самое активное участие в строительстве Лефортовского автомобильного тоннеля. Этот тоннель стал последним, замыкающим участком ТТК и одной из самых сложных строек своего времени.
1
|
17
Выставка «Кольца Лефортова» в Музее истории Лефортово. Источник: АО «Мосметрострой»
07.07.23
При прокладке тоннеля под рекой Яузой и Лефортовским парком на глубине 30 метров строители осваивали новую технику и новые прогрессивные методы проходки. Здесь впервые в России использовали проходческий щит диаметром 14,2 метра, а также применили метод ограждения котлована 30-метровым шпунтом.
«Высокая подготовка специалистов, современная техника и технологии – все это позволило выполнить работы своевременно и качественно», – добавил Сергей Жуков.
Мосметрострой также возвел станцию «Лефортово» Большой кольцевой линии метро – она открылась в 2020 году первоначально в составе Некрасовской линии, а в феврале 2023 года была интегрирована в БКЛ. Станция «Лефортово» сооружалась открытым способом в котлованах глубиной 20-27 метров.
Спецпроект о БКЛ метро
Станция находится на месте бывшего пруда. Это создало строителям определенные трудности. Когда сооружали лотковую плиту, то есть, основу станции, оказалось, что на ее месте проходит подземный ручей.
Вторая особенность – на станции сооружен двухмаршевый подъем – сейчас это довольное редкое сочетание.
И третья особенность – один вестибюль вместо запланированных двух. По настоянию жителей проект был изменен. У станции появился только один выход – расположен он в стороне от самой станции между ул. Наличной и кинотеатром «Спутник». Второй вестибюль построен лишь в качестве эвакуационного выхода.
На выставке также можно увидеть аутентичные костюмы строителей метро, начиная с 1930-х годов и заканчивая современными. Из них часть оригинальные, а другая часть искусственно состарена.
Кроме того, представлена миниатюрная копия тоннелепроходческого механизированного комплекса Herrenknecht. Этот щит сооружал перегонные тоннели от станции «Лефортово» к станции «Авиамоторная» БКЛ и многие другие.
Рекорды БКЛ
Также можно увидеть макет тоннелепроходческого механизированного комплекса (ТПМК) Lovat для наклонного хода – он был впервые применен Московским Метростроем при сооружении эскалаторных тоннелей. Макет используется как наглядное пособие при обучении и повышении квалификации рабочих.
Выставка проходит с 7 июля по 26 ноября.
Место проведения: ул. Крюковская, 23, (Музей истории Лефортово).
Кураторы выставки:
- историк архитектуры и градостроительства Москвы Александр Змеул;
- руководитель филиала «Музей истории Лефортово» Наталия Смолянинова.