Московские строители построят два тоннеля метро в Самаре

190

Московские строители построят два тоннеля метро в Самаре

​Специалисты АО «Мосметрострой» проложат два перегонных тоннеля в метрополитене города Самары, сообщил генеральный директор компании Сергей Жуков.

«Уникальный опыт и профессиональные компетенции столичных метростроевцев востребованы за пределами Москвы – наши специалисты соорудят перегонные тоннели протяженностью 1,6 тыс. метров каждый от проектируемой станции «Театральная» до тупиков действующей «Алабинской» и обратно. «Театральная» станет 11-й, конечной, станцией и завершит первую линию самарской подземки», – сказал Сергей Жуков.

Московские строители построят два тоннеля метро в Самаре

Московские строители построят два тоннеля метро в Самаре

Московские строители построят два тоннеля метро в Самаре

Московские строители построят два тоннеля метро в Самаре

Московские строители построят два тоннеля метро в Самаре

Московские строители построят два тоннеля метро в Самаре

Московские строители построят два тоннеля метро в Самаре

1
 | 

7

Проходка тоннелей в Самарском метрополитене. Источник: Пресс-служба АО «Мосметрострой»

21.04.23

Он пояснил, что метро придет в центр Самары. Так, станция «Театральная» расположится рядом с площадью Куйбышева и Самарским театром оперы и балета им. Шостаковича. Она свяжет административный и культурный центр города с промышленными районами. Интервал движения поездов сократится до шести минут, объем перевозок увеличится до 3,5 млн пассажиров в год.

Проходка будет вестись закрытым способом тоннелепроходческим механизированным комплексом (ТПМК). Перегон «Алабинская» – «Театральная» станет одним из самых протяженных в самарском метрополитене.

В строительстве задействуют ТПМК Herrenknecht S-755, который соорудил тоннели на Сокольнической, Солнцевской и Большой кольцевой линиях столичного метрополитена.

«Специалисты Мосметростроя завершили монтаж проходческого комплекса на Галактионовской улице, где запланирован старт работ. ТПМК пройдет на глубине до 25 метров. В районе выхода щита, на пересечении улиц Самарская и Полевая, сооружается демонтажная камера», – заключил Сергей Жуков.

Начать просмотр

ВОПРОСЫ   #6
Как строят тоннели метро и что такое ТПМК

  • тоннелепроходческий щит
  • ТПМК

Как строят тоннели метро и что такое ТПМК

  • вопрос 1

    Что такое ТПМК?

  • вопрос 2

    Кто изобрел ТПМК?

  • вопрос 3

    Внедрение ТПМК в России

  • вопрос 4

    Как работает ТПМК

  • вопрос 5

    ТПМК: «шестерки» и «десятки»

  • вопрос 6

    Почему ТПМК называют женскими именами?

Тоннелепроходческий механизированный комплекс (также тоннелепроходческий щит, ТПМК) – машина для строительства тоннелей метро.

В 1930-е годы первые станции столичной подземки строились вручную: киркой и лопатой. Сегодня в арсенале метростроителей – передовые технологии. Для прокладки тоннелей используют автоматизированную сверхпрочную конструкцию под названием «проходческий щит». Ее можно сравнить со «стальным червем», который сверлит путь в толще породы, оставляя за собой готовый тоннель.

Московские строители построят два тоннеля метро в Самаре

Назад

По легенде, изобретатель первого в мире проходческого щита англичанин Марк Брунель действительно придумал такую конструкцию после того, как во время службы во флоте пригляделся к «работе» корабельного червя. Он заметил, что голова моллюска покрыта жесткой раковиной, с помощью зазубренных краев которой червь буравил дерево, оставляя за собой на стенках хода гладкий защитный слой извести.

Идея машины оформилась в конструкцию в 1817 году, когда русский император Александр I обратился к Брунелю с просьбой спроектировать тоннель под Невой в Санкт-Петербурге. Правда, в России инженеру поработать не удалось – император решил возвести в намеченном месте мост. Однако в 1818 году первый щит Брунеля был запатентован, а в 1825-м с его помощью началось строительство тоннеля под Темзой.

Московские строители построят два тоннеля метро в Самаре

Назад

В нашей стране проходческий щит впервые использовали в 1934 году для проходки сложного участка первой очереди московского метро между Театральной площадью и Лубянкой. А при строительстве второй очереди столичной подземки на трассах одновременно работало уже 42 щита – рекорд по объему используемой техники.

Московские строители построят два тоннеля метро в Самаре

Московские строители первыми в мире с помощью тоннелепроходческих щитов стали прокладывать наклонные тоннели для эскалаторных зон. По заказу Мосметростроя канадская фирма Lovat разработала и изготовила ТПМК с наружным диаметром 11 метров. Именно с его использованием столичные метростроевцы впервые совершили щитовую проходку тоннеля для эскалаторов. Это произошло на станции «Марьина роща» Люблинско-Дмитровской линии метро.

Назад

Тоннели строятся в самых сложных инженерно-геологических условиях, и современные щиты рассчитаны на проходку в различных грунтах, в том числе в неустойчивых. Комплексы работают в два цикла: сначала разрабатывают грунт, затем возводят обделку, производя монтаж блоков. Средняя скорость проходки щитов сегодня составляет 250-300 метров в месяц.

Московские строители построят два тоннеля метро в Самаре

Назад

Тоннелепроходческий комплекс – это целый завод по переработке грунта. В Москве всегда строили метро щитами диаметром 6 метров, теперь проходка ведется и 10-метровыми машинами-гигантами. 

Московские строители построят два тоннеля метро в Самаре

Щиты – «десятки» используют при строительстве двухпутных тоннелей, где в одном тоннеле проходят пути встречных направлений, а платформы находятся по бокам.

Для обслуживания и эксплуатации одного большого щита требуется меньше оборудования для вывоза грунта, сокращается и количество сопутствующей инфраструктуры – это освещение, вентиляция, подвоз тюбингов.

Московские строители построят два тоннеля метро в Самаре

Назад

Метростроители называют проходческие щиты женскими именами. Этот обычай появился благодаря Ричарду Ловату, основателю и владельцу известной канадской фирмы LOVAT, выпускающей ТПМК. Он решил, что все щиты компании должны носить женские имена в честь покровительницы подземных работ святой Барбары. Традиция распространилась и на машины других производителей. 

Московские строители построят два тоннеля метро в Самаре

Назад

Как ранее заявил заместитель председателя правительства РФ Марат Хуснуллин, станцию метро в Самаре построят на средства инфраструктурных бюджетных кредитов (ИБК).