Подписывайтесь на Stroi.mos.ru
Несколько участков тоннелей Большой кольцевой линии (БКЛ) метро построили под крупными столичными водоемами, сообщил заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв.
Он отметил, что их общая длина в однопутном исчислении составляет 1,7 км.
«Самые протяженные перегоны подводных тоннелей на БКЛ были пройдены на его восточном участке – между станциями «Кленовый бульвар», «Нагатинский Затон» и «Печатники». Тоннелепроходческие механизированные комплексы диаметром 10 метров построили участки двухпутных тоннелей под Нагатинским затоном и Москвой-рекой длиной 550 и 500 метров соответственно», – сказал Андрей Бочкарёв.
Спецпроект о БКЛ метро
Заммэра добавил, что еще один участок двухпутного тоннеля под Москвой-рекой длиной 150 метров сооружен между станциями «Терехово» и «Кунцевская» Большого кольца метро, которые открылись для пассажиров в декабре 2021 года.
Генеральный директор АО «Мосинжпроект» (Группа компаний – генеральный проектировщик и генеральный подрядчик строительства линий и станций московского метро) Юрий Кравцов уточнил, что экипажи шестиметровых тоннелепроходческих механизированных комплексов (ТПМК) соорудили под водоемами и участки однопутных тоннелей БКЛ.
Начать просмотр
ВОПРОСЫ #6
Как строят тоннели метро и что такое ТПМК
Как строят тоннели метро и что такое ТПМК
-
вопрос 1
Что такое ТПМК?
-
вопрос 2
Кто изобрел ТПМК?
-
вопрос 3
Внедрение ТПМК в России
-
вопрос 4
Как работает ТПМК
-
вопрос 5
ТПМК: «шестерки» и «десятки»
-
вопрос 6
Почему ТПМК называют женскими именами?
Тоннелепроходческий механизированный комплекс (также тоннелепроходческий щит, ТПМК) – машина для строительства тоннелей метро.
В 1930-е годы первые станции столичной подземки строились вручную: киркой и лопатой. Сегодня в арсенале метростроителей – передовые технологии. Для прокладки тоннелей используют автоматизированную сверхпрочную конструкцию под названием «проходческий щит». Ее можно сравнить со «стальным червем», который сверлит путь в толще породы, оставляя за собой готовый тоннель.
Назад
По легенде, изобретатель первого в мире проходческого щита англичанин Марк Брунель действительно придумал такую конструкцию после того, как во время службы во флоте пригляделся к «работе» корабельного червя. Он заметил, что голова моллюска покрыта жесткой раковиной, с помощью зазубренных краев которой червь буравил дерево, оставляя за собой на стенках хода гладкий защитный слой извести.
Идея машины оформилась в конструкцию в 1817 году, когда русский император Александр I обратился к Брунелю с просьбой спроектировать тоннель под Невой в Санкт-Петербурге. Правда, в России инженеру поработать не удалось – император решил возвести в намеченном месте мост. Однако в 1818 году первый щит Брунеля был запатентован, а в 1825-м с его помощью началось строительство тоннеля под Темзой.
Назад
В нашей стране проходческий щит впервые использовали в 1934 году для проходки сложного участка первой очереди московского метро между Театральной площадью и Лубянкой. А при строительстве второй очереди столичной подземки на трассах одновременно работало уже 42 щита – рекорд по объему используемой техники.
Московские строители первыми в мире с помощью тоннелепроходческих щитов стали прокладывать наклонные тоннели для эскалаторных зон. По заказу Мосметростроя канадская фирма Lovat разработала и изготовила ТПМК с наружным диаметром 11 метров. Именно с его использованием столичные метростроевцы впервые совершили щитовую проходку тоннеля для эскалаторов. Это произошло на станции «Марьина роща» Люблинско-Дмитровской линии метро.
Назад
Тоннели строятся в самых сложных инженерно-геологических условиях, и современные щиты рассчитаны на проходку в различных грунтах, в том числе в неустойчивых. Комплексы работают в два цикла: сначала разрабатывают грунт, затем возводят обделку, производя монтаж блоков. Средняя скорость проходки щитов сегодня составляет 250-300 метров в месяц.
Назад
Тоннелепроходческий комплекс – это целый завод по переработке грунта. В Москве всегда строили метро щитами диаметром 6 метров, теперь проходка ведется и 10-метровыми машинами-гигантами.
Щиты – «десятки» используют при строительстве двухпутных тоннелей, где в одном тоннеле проходят пути встречных направлений, а платформы находятся по бокам.
Для обслуживания и эксплуатации одного большого щита требуется меньше оборудования для вывоза грунта, сокращается и количество сопутствующей инфраструктуры – это освещение, вентиляция, подвоз тюбингов.
Назад
Метростроители называют проходческие щиты женскими именами. Этот обычай появился благодаря Ричарду Ловату, основателю и владельцу известной канадской фирмы LOVAT, выпускающей ТПМК. Он решил, что все щиты компании должны носить женские имена в честь покровительницы подземных работ святой Барбары. Традиция распространилась и на машины других производителей.
Назад
«От станции «Деловой центр» до оборотных тупиков было проложено два перегона под Москвой-рекой, по 170 метров каждый. И еще два участка по 50 метров построены под каналом Карамышевское спрямление от «Народного Ополчения» до «Мнёвников», – рассказал Юрий Кравцов.
1
|
100
Открытие девяти станций БКЛ метро. В. Путин, С. Собянин, А. Бочкарёв
01.03.23
По его словам, самые короткие участки подводных тоннелей на Большом кольце длиной около 30 метров проходят под рекой Яузой, на перегоне «Электрозаводская» – «Сокольники» северо-восточного участка БКЛ.
«Проходка под водоемами сопряжена с рядом технических сложностей, в частности – с невозможностью выполнения устройства котлована для ремонта ТПМК или замены режущего инструмента. Современные технологии и накопленный опыт московских метростроителей позволяют вести тоннелепроходку в самых сложных условиях, при этом обеспечивая качество и безопасность возводимых тоннелей», – сказал Юрий Кравцов.
Начать просмотр
ВОПРОСЫ #5
Большая кольцевая линия метро
Большая кольцевая линия метро
-
вопрос 1
Что такое БКЛ?
-
вопрос 2
Преимущества БКЛ
-
вопрос 3
Какими этапами запускали БКЛ?
-
вопрос 4
Когда завершилась тоннелепроходка на БКЛ и прошли техпуски последних участков?
-
вопрос 5
Новые технологии при строительстве БКЛ
Большая кольцевая линия Московского метрополитена – крупнейший в мире проект метростроения. Длина БКЛ составляет 70 км с 31 станцией и тремя электродепо.
БКЛ стала самой длинной кольцевой линией метро в мире, обогнав нынешнего «чемпиона» среди подземных колец – Вторую кольцевую линию Пекинского метро (57 км).
Первые идеи строительства БКЛ в Москве относятся к 1985 году. Но из-за недостатка ресурсов и других причин к реализации проекта не приступали в течение 25 лет. Решение начать строительство БКЛ принял мэр Москвы Сергей Собянин в 2011 году. Работы стартовали в ноябре того же года.
Спецпроект о БКЛ метро
Назад
Большое кольцо соединило все радиальные ветки на расстоянии до 10 км от существующего кольца.
Со станций БКЛ можно сделать:
- пересадки на 20 станций 11 других линий метро;
- 3 пересадки на Московское центральное кольцо (МЦК);
- 8 пересадок на Московские центральные диаметры (МЦД);
- 13 пересадок на линии железной дороги.
В ходе строительства БКЛ заложены технические решения, которые позволят присоединить к ней новые радиусы метро:
- Рублёво-Архангельскую линию – от станции «Народное Ополчение»;
- Троицкую линию – от станции «Новаторская»;
- Бирюлёвскую линию – от «Кленового бульвара».
Назад
Первые пять станций открыли в феврале 2018 года: «Деловой центр», «Шелепиха», «Хорошёвская», «ЦСКА» и «Петровский парк». Длина участка – 10,5 км. Его запуск улучшил транспортную ситуацию в четырех районах столицы: Хорошёвский, Аэропорт, Тимирязевский, Савёловский и в деловом центре «Москва-Сити».
В декабре 2018 года открылась «Савёловская», одна из самых глубоких и сложных в строительстве станций БКЛ: глубина заложения превышает 65 метров. Метро в шаговой доступности получили почти 240 тыс. жителей районов Беговой, Савёловский, Бутырский, Марьина Роща.
29 марта 2020 года открыли еще три станции БКЛ — «Авиамоторную», «Лефортово» и «Нижегородскую». Пока не будет полностью готов восточный радиус Большого кольца, они будут работать в составе Некрасовской линии.
Также в составе розовой линии метро действует открывшаяся в канун нового, 2021 года, «Электрозаводская».
Станции «Мнёвники» и «Народное Ополчение» открыты 1 апреля 2021 года.
7 декабря 2021 года президент России Владимир Путин и мэр Москвы Сергей Собянин открыли 10 станций метро на новом участке Большой кольцевой линии. Среди них – девять новых станций: Терехово», «Кунцевская», «Давыдково», «Аминьевская», «Мичуринский проспект», «Проспект Вернадского», «Новаторская», «Воронцовская», «Зюзино», а также одна реконструированная – «Каховская».
1 марта 2023 года президент Владимир Путин и мэр Москвы Сергей Собянин открыли последний участок нового кольца, на котором находится девять станций: «Марьина Роща», «Рижская», «Сокольники», «Текстильщики», «Печатники», «Нагатинский Затон», «Кленовый бульвар», «Каширская» и «Варшавская».
1
|
100
Открытие девяти станций БКЛ метро. В. Путин, С. Собянин, А. Бочкарёв
01.03.23
Назад
29 декабря 2021 года завершилась проходка всех тоннелей БКЛ метро. В однопутном исчислении было проложено 143 км подземных линий.
30 ноября 2022 года состоялся технический пуск северо-восточного участка БКЛ метро со станциями «Сокольники», «Рижская» и «Марьина Роща».
14 декабря 2022 года провели пробный пуск южного участка кольца – от «Каховской» до «Каширской».
Подробнее: https://stroi.mos.ru/news/sobianin-zaviershiena-prokhodka-vsiekh-tonnieliei-bkl-mietro?from=cl
Назад
Вибропути. Поезда ходят по плите, «подвешенной» на вибропружинах. Когда на платформу подъезжает состав, пути амортизируют. Применение этой технологии практически нейтрализует вибрационное воздействие на здания, находящиеся на поверхности.
Колонны дымоудаления. В случае экстренной ситуации они «вытянут» дым с платформы.
Противопожарные «шторы». Так, на станции метро «Петровский парк» они спрятаны на «балконах» у перехода на зеленую ветку. Шторы выдвигаются, если на станции возникнет пожар или задымление. Они сделаны из специальной ткани, и в случае нештатной ситуации смогут отсечь открытые источники огня и не допустить распространения дыма.
Назад
Создание Большой кольцевой линии – главный проект столичного метростроения. Ее длина составляет 70 км, здесь расположена 31 станция. Большое кольцо связывает существующие и перспективные линии Московского метрополитена.