Механизированная тоннелепроходка БКЛ метро выполнена рекордными темпами

170

Механизированная тоннелепроходка БКЛ метро выполнена рекордными темпами

Механизированная тоннелепроходка БКЛ метро выполнена рекордными темпами

Подписывайтесь на Stroi.mos.ru

​Тоннелепроходческие работы на Большой кольцевой линии (БКЛ) метро, завершившиеся в 2021 году, осуществлялись с рекордной скоростью, заявил заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв.

«В ходе механизированной проходки тоннелей БКЛ метро строители установили рекорд скорости ведения подобных работ в отечественном метростроении – на ряде участков за месяц щитами было пройдено 500 погонных метров при средней скорости движения тоннелепроходческих комплексов 15-20 метров в сутки», – сказал Андрей Бочкарёв.

Спецпроект о БКЛ метро

По словам заммэра, такой темп был взят экипажем 10-метрового тоннелепроходческого механизированного комплекса (ТПМК) «Лилия», соединившего двухпутным тоннелем длиной свыше 2,2 км станции «Терехово» и «Кунцевская» в 2020 году.

«С аналогичной скоростью вел работы 6-метровый тоннелепроходческий щит «Елена», прошедший почти километр левого перегонного тоннеля между переходной камерой у «Кленового бульвара» и камерой съездов у станции «Каширская» осенью 2021 года», – пояснил Бочкарёв.

Начать просмотр

ВОПРОСЫ   #6
Как строят тоннели метро и что такое ТПМК

  • тоннелепроходческий щит
  • ТПМК

Как строят тоннели метро и что такое ТПМК

  • вопрос 1

    Что такое ТПМК?

  • вопрос 2

    Кто изобрел ТПМК?

  • вопрос 3

    Внедрение ТПМК в России

  • вопрос 4

    Как работает ТПМК

  • вопрос 5

    ТПМК: «шестерки» и «десятки»

  • вопрос 6

    Почему ТПМК называют женскими именами?

Тоннелепроходческий механизированный комплекс (также тоннелепроходческий щит, ТПМК) – машина для строительства тоннелей метро.

В 1930-е годы первые станции столичной подземки строились вручную: киркой и лопатой. Сегодня в арсенале метростроителей – передовые технологии. Для прокладки тоннелей используют автоматизированную сверхпрочную конструкцию под названием «проходческий щит». Ее можно сравнить со «стальным червем», который сверлит путь в толще породы, оставляя за собой готовый тоннель.

Механизированная тоннелепроходка БКЛ метро выполнена рекордными темпами

Назад

По легенде, изобретатель первого в мире проходческого щита англичанин Марк Брунель действительно придумал такую конструкцию после того, как во время службы во флоте пригляделся к «работе» корабельного червя. Он заметил, что голова моллюска покрыта жесткой раковиной, с помощью зазубренных краев которой червь буравил дерево, оставляя за собой на стенках хода гладкий защитный слой извести.

Идея машины оформилась в конструкцию в 1817 году, когда русский император Александр I обратился к Брунелю с просьбой спроектировать тоннель под Невой в Санкт-Петербурге. Правда, в России инженеру поработать не удалось – император решил возвести в намеченном месте мост. Однако в 1818 году первый щит Брунеля был запатентован, а в 1825-м с его помощью началось строительство тоннеля под Темзой.

Механизированная тоннелепроходка БКЛ метро выполнена рекордными темпами

Назад

В нашей стране проходческий щит впервые использовали в 1934 году для проходки сложного участка первой очереди московского метро между Театральной площадью и Лубянкой. А при строительстве второй очереди столичной подземки на трассах одновременно работало уже 42 щита – рекорд по объему используемой техники.

Механизированная тоннелепроходка БКЛ метро выполнена рекордными темпами

Московские строители первыми в мире с помощью тоннелепроходческих щитов стали прокладывать наклонные тоннели для эскалаторных зон. По заказу Мосметростроя канадская фирма Lovat разработала и изготовила ТПМК с наружным диаметром 11 метров. Именно с его использованием столичные метростроевцы впервые совершили щитовую проходку тоннеля для эскалаторов. Это произошло на станции «Марьина роща» Люблинско-Дмитровской линии метро.

Назад

Тоннели строятся в самых сложных инженерно-геологических условиях, и современные щиты рассчитаны на проходку в различных грунтах, в том числе в неустойчивых. Комплексы работают в два цикла: сначала разрабатывают грунт, затем возводят обделку, производя монтаж блоков. Средняя скорость проходки щитов сегодня составляет 250-300 метров в месяц.

Механизированная тоннелепроходка БКЛ метро выполнена рекордными темпами

Назад

Тоннелепроходческий комплекс – это целый завод по переработке грунта. В Москве всегда строили метро щитами диаметром 6 метров, теперь проходка ведется и 10-метровыми машинами-гигантами. 

Механизированная тоннелепроходка БКЛ метро выполнена рекордными темпами

Щиты – «десятки» используют при строительстве двухпутных тоннелей, где в одном тоннеле проходят пути встречных направлений, а платформы находятся по бокам.

Для обслуживания и эксплуатации одного большого щита требуется меньше оборудования для вывоза грунта, сокращается и количество сопутствующей инфраструктуры – это освещение, вентиляция, подвоз тюбингов.

Механизированная тоннелепроходка БКЛ метро выполнена рекордными темпами

Назад

Метростроители называют проходческие щиты женскими именами. Этот обычай появился благодаря Ричарду Ловату, основателю и владельцу известной канадской фирмы LOVAT, выпускающей ТПМК. Он решил, что все щиты компании должны носить женские имена в честь покровительницы подземных работ святой Барбары. Традиция распространилась и на машины других производителей. 

Механизированная тоннелепроходка БКЛ метро выполнена рекордными темпами

Назад

Генеральный директор АО «Мосинжпроект» (Группа компаний – генеральный проектировщик и генеральный подрядчик по строительству линий и станций московского метро) Юрий Кравцов напомнил, что этот тоннель стал одним из последних пройденных на Большом кольце метро, а слаженная работа сотрудников холдинга и подрядных организаций позволила обеспечить своевременный ввод новых станций и участков БКЛ.

«Строительство Большой кольцевой линии велось 10 лет. За это время было сооружено 78 тоннелей, пройденных с помощью 33 ТПМК, четыре из которых были 10-метровыми гигантами, проложившими двухпутные тоннели», – добавил Юрий Кравцов.

Он уточнил, что путем механизированной проходки было создано порядка 95 км подземных трасс, из них более 83 км выполнены в однопутном исполнении, а еще порядка 12 км – в двухпутном.

Механизированная тоннелепроходка БКЛ метро выполнена рекордными темпами

Механизированная тоннелепроходка БКЛ метро выполнена рекордными темпами

Механизированная тоннелепроходка БКЛ метро выполнена рекордными темпами

Механизированная тоннелепроходка БКЛ метро выполнена рекордными темпами

Механизированная тоннелепроходка БКЛ метро выполнена рекордными темпами

Механизированная тоннелепроходка БКЛ метро выполнена рекордными темпами

Механизированная тоннелепроходка БКЛ метро выполнена рекордными темпами

Механизированная тоннелепроходка БКЛ метро выполнена рекордными темпами

Механизированная тоннелепроходка БКЛ метро выполнена рекордными темпами

Механизированная тоннелепроходка БКЛ метро выполнена рекордными темпами

Механизированная тоннелепроходка БКЛ метро выполнена рекордными темпами

Механизированная тоннелепроходка БКЛ метро выполнена рекордными темпами

Механизированная тоннелепроходка БКЛ метро выполнена рекордными темпами

Механизированная тоннелепроходка БКЛ метро выполнена рекордными темпами

Механизированная тоннелепроходка БКЛ метро выполнена рекордными темпами

Механизированная тоннелепроходка БКЛ метро выполнена рекордными темпами

Механизированная тоннелепроходка БКЛ метро выполнена рекордными темпами

Механизированная тоннелепроходка БКЛ метро выполнена рекордными темпами

Механизированная тоннелепроходка БКЛ метро выполнена рекордными темпами

Механизированная тоннелепроходка БКЛ метро выполнена рекордными темпами

Механизированная тоннелепроходка БКЛ метро выполнена рекордными темпами

Механизированная тоннелепроходка БКЛ метро выполнена рекордными темпами

Механизированная тоннелепроходка БКЛ метро выполнена рекордными темпами

Механизированная тоннелепроходка БКЛ метро выполнена рекордными темпами

Механизированная тоннелепроходка БКЛ метро выполнена рекордными темпами

Механизированная тоннелепроходка БКЛ метро выполнена рекордными темпами

Механизированная тоннелепроходка БКЛ метро выполнена рекордными темпами

Механизированная тоннелепроходка БКЛ метро выполнена рекордными темпами

Механизированная тоннелепроходка БКЛ метро выполнена рекордными темпами

Механизированная тоннелепроходка БКЛ метро выполнена рекордными темпами

Механизированная тоннелепроходка БКЛ метро выполнена рекордными темпами

Механизированная тоннелепроходка БКЛ метро выполнена рекордными темпами

Механизированная тоннелепроходка БКЛ метро выполнена рекордными темпами

Механизированная тоннелепроходка БКЛ метро выполнена рекордными темпами

Механизированная тоннелепроходка БКЛ метро выполнена рекордными темпами

Механизированная тоннелепроходка БКЛ метро выполнена рекордными темпами

Механизированная тоннелепроходка БКЛ метро выполнена рекордными темпами

Механизированная тоннелепроходка БКЛ метро выполнена рекордными темпами

Механизированная тоннелепроходка БКЛ метро выполнена рекордными темпами

Механизированная тоннелепроходка БКЛ метро выполнена рекордными темпами

Механизированная тоннелепроходка БКЛ метро выполнена рекордными темпами

Механизированная тоннелепроходка БКЛ метро выполнена рекордными темпами

Механизированная тоннелепроходка БКЛ метро выполнена рекордными темпами

Механизированная тоннелепроходка БКЛ метро выполнена рекордными темпами

Механизированная тоннелепроходка БКЛ метро выполнена рекордными темпами

Механизированная тоннелепроходка БКЛ метро выполнена рекордными темпами

Механизированная тоннелепроходка БКЛ метро выполнена рекордными темпами

Механизированная тоннелепроходка БКЛ метро выполнена рекордными темпами

Механизированная тоннелепроходка БКЛ метро выполнена рекордными темпами

Механизированная тоннелепроходка БКЛ метро выполнена рекордными темпами

Механизированная тоннелепроходка БКЛ метро выполнена рекордными темпами

Механизированная тоннелепроходка БКЛ метро выполнена рекордными темпами

Механизированная тоннелепроходка БКЛ метро выполнена рекордными темпами

Механизированная тоннелепроходка БКЛ метро выполнена рекордными темпами

Механизированная тоннелепроходка БКЛ метро выполнена рекордными темпами

Механизированная тоннелепроходка БКЛ метро выполнена рекордными темпами

Механизированная тоннелепроходка БКЛ метро выполнена рекордными темпами

Механизированная тоннелепроходка БКЛ метро выполнена рекордными темпами

Механизированная тоннелепроходка БКЛ метро выполнена рекордными темпами

Механизированная тоннелепроходка БКЛ метро выполнена рекордными темпами

Механизированная тоннелепроходка БКЛ метро выполнена рекордными темпами

Механизированная тоннелепроходка БКЛ метро выполнена рекордными темпами

Механизированная тоннелепроходка БКЛ метро выполнена рекордными темпами

Механизированная тоннелепроходка БКЛ метро выполнена рекордными темпами

Механизированная тоннелепроходка БКЛ метро выполнена рекордными темпами

Механизированная тоннелепроходка БКЛ метро выполнена рекордными темпами

Механизированная тоннелепроходка БКЛ метро выполнена рекордными темпами

Механизированная тоннелепроходка БКЛ метро выполнена рекордными темпами

Механизированная тоннелепроходка БКЛ метро выполнена рекордными темпами

Механизированная тоннелепроходка БКЛ метро выполнена рекордными темпами

Механизированная тоннелепроходка БКЛ метро выполнена рекордными темпами

Механизированная тоннелепроходка БКЛ метро выполнена рекордными темпами

Механизированная тоннелепроходка БКЛ метро выполнена рекордными темпами

Механизированная тоннелепроходка БКЛ метро выполнена рекордными темпами

Механизированная тоннелепроходка БКЛ метро выполнена рекордными темпами

Механизированная тоннелепроходка БКЛ метро выполнена рекордными темпами

Механизированная тоннелепроходка БКЛ метро выполнена рекордными темпами

Механизированная тоннелепроходка БКЛ метро выполнена рекордными темпами

Механизированная тоннелепроходка БКЛ метро выполнена рекордными темпами

Механизированная тоннелепроходка БКЛ метро выполнена рекордными темпами

Механизированная тоннелепроходка БКЛ метро выполнена рекордными темпами

Механизированная тоннелепроходка БКЛ метро выполнена рекордными темпами

Механизированная тоннелепроходка БКЛ метро выполнена рекордными темпами

Механизированная тоннелепроходка БКЛ метро выполнена рекордными темпами

Механизированная тоннелепроходка БКЛ метро выполнена рекордными темпами

Механизированная тоннелепроходка БКЛ метро выполнена рекордными темпами

Механизированная тоннелепроходка БКЛ метро выполнена рекордными темпами

Механизированная тоннелепроходка БКЛ метро выполнена рекордными темпами

Механизированная тоннелепроходка БКЛ метро выполнена рекордными темпами

Механизированная тоннелепроходка БКЛ метро выполнена рекордными темпами

Механизированная тоннелепроходка БКЛ метро выполнена рекордными темпами

Механизированная тоннелепроходка БКЛ метро выполнена рекордными темпами

Механизированная тоннелепроходка БКЛ метро выполнена рекордными темпами

Механизированная тоннелепроходка БКЛ метро выполнена рекордными темпами

Механизированная тоннелепроходка БКЛ метро выполнена рекордными темпами

Механизированная тоннелепроходка БКЛ метро выполнена рекордными темпами

Механизированная тоннелепроходка БКЛ метро выполнена рекордными темпами

Механизированная тоннелепроходка БКЛ метро выполнена рекордными темпами

Механизированная тоннелепроходка БКЛ метро выполнена рекордными темпами

Механизированная тоннелепроходка БКЛ метро выполнена рекордными темпами

1
 | 

100

Открытие девяти станций БКЛ метро. В. Путин, С. Собянин, А. Бочкарёв

01.03.23

Строительство Большой кольцевой линии – главный проект столичного метростроения. Ее длина составила 70 км, на протяжении которых расположилась 31 станция. Большое кольцо связало существующие и перспективные линии Московского метрополитена, платформы Московского центрального кольца (МЦК) и Московских центральных диаметров (МЦД).

Ранее президент России Владимир Путин и мэр Москвы Сергей Собянин открыли движение по всей Большой кольцевой линии метро.

«Это историческое событие не только для метро, но и для всей транспортной системы, и для города Москвы. Это самый большой и трудный проект за всю историю метростроения, это новое сердце транспортной системы Москвы, которое объединяет и МЦД, и МЦК, и линии метро в единую транспортную систему, и позволяет присоединять новые линии метро, создавая будущее транспортной системы. Это, конечно, огромный и важный проект», – сказал Сергей Собянин.