Подписывайтесь на Stroi.mos.ru
Специалисты Группы компаний «Мосинжпроект» провели научно-технический семинар, посвященный предотвращению и устранению аварийных ситуаций при обводнении монолитных железобетонных конструкций подземных транспортных сооружений.
Группа компаний «Мосинжпроект» – генеральный проектировщик и генеральный подрядчик строительства линий и станций столичного метро.
«Московское метро развивается в сложных гидрогеологических условиях, и Мосинжпроект при подземном строительстве активно внедряет передовые разработки, в том числе в области гидроизоляции. Они позволяют новым транспортным объектам долгие годы оставаться надежными и безопасными, а также сокращают время и ресурсы, необходимые для их создания», – подчеркнул исполнительный директор – руководитель Дивизиона по строительству метро АО «Мосинжпроект» Валерий Кивлюк.
Начать просмотр
ВОПРОСЫ #6
Как строят тоннели метро и что такое ТПМК
Как строят тоннели метро и что такое ТПМК
-
вопрос 1
Что такое ТПМК?
-
вопрос 2
Кто изобрел ТПМК?
-
вопрос 3
Внедрение ТПМК в России
-
вопрос 4
Как работает ТПМК
-
вопрос 5
ТПМК: «шестерки» и «десятки»
-
вопрос 6
Почему ТПМК называют женскими именами?
Тоннелепроходческий механизированный комплекс (также тоннелепроходческий щит, ТПМК) – машина для строительства тоннелей метро.
В 1930-е годы первые станции столичной подземки строились вручную: киркой и лопатой. Сегодня в арсенале метростроителей – передовые технологии. Для прокладки тоннелей используют автоматизированную сверхпрочную конструкцию под названием «проходческий щит». Ее можно сравнить со «стальным червем», который сверлит путь в толще породы, оставляя за собой готовый тоннель.
Назад
По легенде, изобретатель первого в мире проходческого щита англичанин Марк Брунель действительно придумал такую конструкцию после того, как во время службы во флоте пригляделся к «работе» корабельного червя. Он заметил, что голова моллюска покрыта жесткой раковиной, с помощью зазубренных краев которой червь буравил дерево, оставляя за собой на стенках хода гладкий защитный слой извести.
Идея машины оформилась в конструкцию в 1817 году, когда русский император Александр I обратился к Брунелю с просьбой спроектировать тоннель под Невой в Санкт-Петербурге. Правда, в России инженеру поработать не удалось – император решил возвести в намеченном месте мост. Однако в 1818 году первый щит Брунеля был запатентован, а в 1825-м с его помощью началось строительство тоннеля под Темзой.
Назад
В нашей стране проходческий щит впервые использовали в 1934 году для проходки сложного участка первой очереди московского метро между Театральной площадью и Лубянкой. А при строительстве второй очереди столичной подземки на трассах одновременно работало уже 42 щита – рекорд по объему используемой техники.
Московские строители первыми в мире с помощью тоннелепроходческих щитов стали прокладывать наклонные тоннели для эскалаторных зон. По заказу Мосметростроя канадская фирма Lovat разработала и изготовила ТПМК с наружным диаметром 11 метров. Именно с его использованием столичные метростроевцы впервые совершили щитовую проходку тоннеля для эскалаторов. Это произошло на станции «Марьина роща» Люблинско-Дмитровской линии метро.
Назад
Тоннели строятся в самых сложных инженерно-геологических условиях, и современные щиты рассчитаны на проходку в различных грунтах, в том числе в неустойчивых. Комплексы работают в два цикла: сначала разрабатывают грунт, затем возводят обделку, производя монтаж блоков. Средняя скорость проходки щитов сегодня составляет 250-300 метров в месяц.
Назад
Тоннелепроходческий комплекс – это целый завод по переработке грунта. В Москве всегда строили метро щитами диаметром 6 метров, теперь проходка ведется и 10-метровыми машинами-гигантами.
Щиты – «десятки» используют при строительстве двухпутных тоннелей, где в одном тоннеле проходят пути встречных направлений, а платформы находятся по бокам.
Для обслуживания и эксплуатации одного большого щита требуется меньше оборудования для вывоза грунта, сокращается и количество сопутствующей инфраструктуры – это освещение, вентиляция, подвоз тюбингов.
Назад
Метростроители называют проходческие щиты женскими именами. Этот обычай появился благодаря Ричарду Ловату, основателю и владельцу известной канадской фирмы LOVAT, выпускающей ТПМК. Он решил, что все щиты компании должны носить женские имена в честь покровительницы подземных работ святой Барбары. Традиция распространилась и на машины других производителей.
Назад
По его словам, на семинаре специалисты инжинирингового холдинга поделились опытом применения инноваций с коллегами из профильных организаций. В мероприятии приняли участие свыше 20 представителей Федерального центра нормирования и стандартизации Минстроя России, Тоннельной ассоциации России, ГУП «Московский метрополитен», ОАО «НИПИИ «Ленметрогипротранс»», ОАО «Минскметропроект», ООО «СиАрСиСи Рус», ООО «Промэнергоресурс», ГКУ УДМС, ООО «Проминжиниринг» и ООО «Технология битума».
«Одной из представленных новых технологий стало применение гидроизоляция на основе битумно-полимерной эмульсии с использованием напыляемых составов с армирующей основой. В ходе ее тестирования такая гидроизоляция показала свое превосходство над другими разработками», – отметил руководитель отдела научно-технического сопровождения строительства АО «Мосинжпроект» Дмитрий Конюхов.
Он добавил, что участники семинара посетили стройплощадку станции «Тютчевская» Троицкой линии метро, где им было продемонстрировано нанесение напыляемой гидроизоляции, а также уже возведенные конструкции с применением этой технологии.
Начать просмотр
ВОПРОСЫ #3
Троицкая (Коммунарская) линия метро
Троицкая (Коммунарская) линия метро
-
вопрос 1
Где пройдет Троицкая линия метро?
-
вопрос 2
Как строят Троицкую линию метро?
-
вопрос 3
Зачем строят Троицкую линию метро?
В Москве строится новая радиальная линия метро – Троицкая. На ней будет 17 станций. Она пройдет от станции «ЗИЛ» и дойдет до Новой Москвы.
Запуск этой ветки положительно скажется и на дорожной сети в районах, примыкающих к новым станциям метро: сократится путь между центральными и юго-западными районами Москвы и территориями Новомосковского и Троицкого округов (ТиНАО).
Назад
Строительство Троицкой линии ведется в два этапа. До 2025 года планируется запустить участок от станции «ЗИЛ» до «Коммунарки». Здесь будет 11 станций:
«ЗИЛ» + пересадка на будущую Бирюлёвскую линию и МЦК;
«Крымская» + пересадка на МЦК;
«Академическая» + пересадка на Калужско-Рижскую линию;
«Вавиловская»;
«Новаторская» + пересадка на Большую кольцевую линию;
«Университет Дружбы Народов»;
«Улица Генерала Тюленева»;
«Тютчевская»;
«Корниловская»;
«Бачуринская»;
«Коммунарка» + пересадка на Сокольническую линию.
В период с 2025-го по 2026 год линию продлят до Троицка. Проект планировки этого участка пока находится в проработке.
«Сосенки»;
«Ракитки»;
«Десна»;
«Десёновское»;
«Ватутинки»;
«Троицк».
Подробнее о размещении станций Троицкой ветки читайте в нашем специальном разделе.
Назад
Без этой ветки столичная подземка не справится с растущими нагрузками: через несколько лет жители районов Академический, Гагаринский и Ломоносовский просто не смогут сесть в вагоны на станциях «Университет» Сокольнической и «Академическая» Калужско-Рижской линий. Поскольку транспортная инфраструктура этих станций не справится с постоянно увеличивающимся количеством пассажиров метро.
Назад
Напомним, Группа компаний «Мосинжпроект» является участником ключевых градостроительных программ Москвы, одним из крупнейших инжиниринговых холдингов России, включена в Перечень системообразующих организаций российской экономики в сфере строительства и ЖКХ.
Спецпроект о БКЛ метро
Строительство метро в Москве