Готов левый тоннель от станции метро «Пыхтино» до «Рассказовки» – Бочкарёв

0
7

Готов левый тоннель от станции метро «Пыхтино» до «Рассказовки» – Бочкарёв

Готов левый тоннель от станции метро «Пыхтино» до «Рассказовки» – Бочкарёв

Подписывайтесь на Stroi.mos.ru

Завершена проходка первого перегонного тоннеля на строящемся участке Калининско-Солнцевской линии метро, сообщил заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв.

«Пройден левый перегонный тоннель между строящейся станцией «Пыхтино» и действующей – «Рассказовка» – Солнцевского радиуса. Он стал первым на строящемся участке в аэропорт Внуково. Работы вел тоннелепроходческий механизированный комплекс «Роза», преодолевший более двух километров пути», – сказал Андрей Бочкарёв.

Начать просмотр

ВОПРОСЫ   #6
Как строят тоннели метро и что такое ТПМК

  • тоннелепроходческий щит
  • ТПМК

Как строят тоннели метро и что такое ТПМК

  • вопрос 1

    Что такое ТПМК?

  • вопрос 2

    Кто изобрел ТПМК?

  • вопрос 3

    Внедрение ТПМК в России

  • вопрос 4

    Как работает ТПМК

  • вопрос 5

    ТПМК: «шестерки» и «десятки»

  • вопрос 6

    Почему ТПМК называют женскими именами?

Тоннелепроходческий механизированный комплекс (также тоннелепроходческий щит, ТПМК) – машина для строительства тоннелей метро.

В 1930-е годы первые станции столичной подземки строились вручную: киркой и лопатой. Сегодня в арсенале метростроителей – передовые технологии. Для прокладки тоннелей используют автоматизированную сверхпрочную конструкцию под названием «проходческий щит». Ее можно сравнить со «стальным червем», который сверлит путь в толще породы, оставляя за собой готовый тоннель.

Готов левый тоннель от станции метро «Пыхтино» до «Рассказовки» – Бочкарёв

Назад

По легенде, изобретатель первого в мире проходческого щита англичанин Марк Брунель действительно придумал такую конструкцию после того, как во время службы во флоте пригляделся к «работе» корабельного червя. Он заметил, что голова моллюска покрыта жесткой раковиной, с помощью зазубренных краев которой червь буравил дерево, оставляя за собой на стенках хода гладкий защитный слой извести.

Идея машины оформилась в конструкцию в 1817 году, когда русский император Александр I обратился к Брунелю с просьбой спроектировать тоннель под Невой в Санкт-Петербурге. Правда, в России инженеру поработать не удалось – император решил возвести в намеченном месте мост. Однако в 1818 году первый щит Брунеля был запатентован, а в 1825-м с его помощью началось строительство тоннеля под Темзой.

Готов левый тоннель от станции метро «Пыхтино» до «Рассказовки» – Бочкарёв

Назад

В нашей стране проходческий щит впервые использовали в 1934 году для проходки сложного участка первой очереди московского метро между Театральной площадью и Лубянкой. А при строительстве второй очереди столичной подземки на трассах одновременно работало уже 42 щита – рекорд по объему используемой техники.

Готов левый тоннель от станции метро «Пыхтино» до «Рассказовки» – Бочкарёв

Московские строители первыми в мире с помощью тоннелепроходческих щитов стали прокладывать наклонные тоннели для эскалаторных зон. По заказу Мосметростроя канадская фирма Lovat разработала и изготовила ТПМК с наружным диаметром 11 метров. Именно с его использованием столичные метростроевцы впервые совершили щитовую проходку тоннеля для эскалаторов. Это произошло на станции «Марьина роща» Люблинско-Дмитровской линии метро.

Назад

Тоннели строятся в самых сложных инженерно-геологических условиях, и современные щиты рассчитаны на проходку в различных грунтах, в том числе в неустойчивых. Комплексы работают в два цикла: сначала разрабатывают грунт, затем возводят обделку, производя монтаж блоков. Средняя скорость проходки щитов сегодня составляет 250-300 метров в месяц.

Готов левый тоннель от станции метро «Пыхтино» до «Рассказовки» – Бочкарёв

Назад

Тоннелепроходческий комплекс – это целый завод по переработке грунта. В Москве всегда строили метро щитами диаметром 6 метров, теперь проходка ведется и 10-метровыми машинами-гигантами. 

Готов левый тоннель от станции метро «Пыхтино» до «Рассказовки» – Бочкарёв

Щиты – «десятки» используют при строительстве двухпутных тоннелей, где в одном тоннеле проходят пути встречных направлений, а платформы находятся по бокам.

Для обслуживания и эксплуатации одного большого щита требуется меньше оборудования для вывоза грунта, сокращается и количество сопутствующей инфраструктуры – это освещение, вентиляция, подвоз тюбингов.

Готов левый тоннель от станции метро «Пыхтино» до «Рассказовки» – Бочкарёв

Назад

Метростроители называют проходческие щиты женскими именами. Этот обычай появился благодаря Ричарду Ловату, основателю и владельцу известной канадской фирмы LOVAT, выпускающей ТПМК. Он решил, что все щиты компании должны носить женские имена в честь покровительницы подземных работ святой Барбары. Традиция распространилась и на машины других производителей. 

Готов левый тоннель от станции метро «Пыхтино» до «Рассказовки» – Бочкарёв

Назад

Заммэра напомнил, что строительство соседнего, правого перегонного тоннеля на этом участке ведет ТПМК «Наталия», он прошел уже более трех четвертей запланированного пути.

По словам генерального директора АО «Мосинжпроект» (инжиниринговый холдинг – генеральный проектировщик и генеральный подрядчик по строительству новых линий и станций метро Москвы) Юрия Кравцова, проходка левого перегонного тоннеля осуществлялась вдоль Боровского шоссе в грунтах из глины и суглинков.

«ТПМК «Роза» прошел более 2,1 км под дорожным полотном Боровского шоссе и лесополосой парка «Рассказовка», – пояснил Кравцов.

Ранее мэр Москвы Сергей Собянин сообщил о завершении тоннелепроходки на этом участке и о дальнейших работах по продлению Калининско-Солнцевской линии.

Готов левый тоннель от станции метро «Пыхтино» до «Рассказовки» – Бочкарёв

Готов левый тоннель от станции метро «Пыхтино» до «Рассказовки» – Бочкарёв

Готов левый тоннель от станции метро «Пыхтино» до «Рассказовки» – Бочкарёв

Готов левый тоннель от станции метро «Пыхтино» до «Рассказовки» – Бочкарёв

Готов левый тоннель от станции метро «Пыхтино» до «Рассказовки» – Бочкарёв

Готов левый тоннель от станции метро «Пыхтино» до «Рассказовки» – Бочкарёв

1
 | 

6

Проект станции «Внуково» Солнцевской линии метро

22.06.20

«В следующем году достроим еще два тоннеля до «Пыхтино», соединим их метромостом со станцией «Внуково». Это уникальный проект: впервые в истории московского метростроения метро придет в аэропорт. А у жителей округов Новой Москвы появятся новые маршруты для поездок в центр города», – написал Сергей Собянин в своем аккаунте в социальной сети.

Метромост между станциями «Пыхтино» и «Внуково»

Напомним, продление Калининско-Солнцевской линии до аэропорта Внуково значительно улучшит транспортное обслуживание посетителей аэропорта и жителей ТиНАО. Завершить строительство обеих станций планируется в 2023 году.

Метро Москвы: СПЕЦПРОЕКТ