Разработано руководство по контролю качества при строительстве метро

0
3

Разработано руководство по контролю качества при строительстве метро

Разработано руководство по контролю качества при строительстве метро

Подписывайтесь на Stroi.mos.ru

Руководство по контролю качества скрытых работ геофизическими методами при строительстве подземных сооружений, включая объекты метро, разработано в Москве, сообщил руководитель столичного Департамента градостроительной политики Сергей Лёвкин.

«Документ подготовлен по заказу нашего Департамента ООО «СпецГеоТрансПроект» с учетом замечаний и предложений ведущих профильных организаций», – сказал Сергей Лёвкин.

Метро Москвы: СПЕЦПРОЕКТ

По его словам, руководство является современным методическим документом и направлено на регламентацию и повышение эффективности контрольных испытаний, выполняемых с использованием геофизических методов и применяемых при строительстве и эксплуатации подземных сооружений города.

«В документе раскрывается порядок обработки и интерпретации результатов геофизических исследований, проводимых различными методами: сейсмоакустическим, георадарным, ультразвуковым, термометрическим и сейсмостатическим. Применение Руководства позволит ускорить строительство подземных сооружений в Москве и снизить различные риски: например, исключить аварийные ситуации, связанные с прорывами грунтовых вод и водонасыщенной массы через ограждающие конструкции котлованов, выполненные методом «стена в грунте», – добавил Лёвкин.

Благодаря объему рассмотренных при подготовке документа задач и охвату применяемых для их решения способов (семь геофизических методов исследования и их модификации), Руководство представляет собой уникальный документ, не имеющий аналогов не только в отечественной, но и в международной практике.

Начать просмотр

ВОПРОСЫ   #6
Как строят тоннели метро и что такое ТПМК

  • тоннелепроходческий щит
  • ТПМК

Как строят тоннели метро и что такое ТПМК

  • вопрос 1

    Что такое ТПМК?

  • вопрос 2

    Кто изобрел ТПМК?

  • вопрос 3

    Внедрение ТПМК в России

  • вопрос 4

    Как работает ТПМК

  • вопрос 5

    ТПМК: «шестерки» и «десятки»

  • вопрос 6

    Почему ТПМК называют женскими именами?

Тоннелепроходческий механизированный комплекс (также тоннелепроходческий щит, ТПМК) – машина для строительства тоннелей метро.

В 1930-е годы первые станции столичной подземки строились вручную: киркой и лопатой. Сегодня в арсенале метростроителей – передовые технологии. Для прокладки тоннелей используют автоматизированную сверхпрочную конструкцию под названием «проходческий щит». Ее можно сравнить со «стальным червем», который сверлит путь в толще породы, оставляя за собой готовый тоннель.

Разработано руководство по контролю качества при строительстве метро

Назад

По легенде, изобретатель первого в мире проходческого щита англичанин Марк Брунель действительно придумал такую конструкцию после того, как во время службы во флоте пригляделся к «работе» корабельного червя. Он заметил, что голова моллюска покрыта жесткой раковиной, с помощью зазубренных краев которой червь буравил дерево, оставляя за собой на стенках хода гладкий защитный слой извести.

Идея машины оформилась в конструкцию в 1817 году, когда русский император Александр I обратился к Брунелю с просьбой спроектировать тоннель под Невой в Санкт-Петербурге. Правда, в России инженеру поработать не удалось – император решил возвести в намеченном месте мост. Однако в 1818 году первый щит Брунеля был запатентован, а в 1825-м с его помощью началось строительство тоннеля под Темзой.

Разработано руководство по контролю качества при строительстве метро

Назад

В нашей стране проходческий щит впервые использовали в 1934 году для проходки сложного участка первой очереди московского метро между Театральной площадью и Лубянкой. А при строительстве второй очереди столичной подземки на трассах одновременно работало уже 42 щита – рекорд по объему используемой техники.

Разработано руководство по контролю качества при строительстве метро

Московские строители первыми в мире с помощью тоннелепроходческих щитов стали прокладывать наклонные тоннели для эскалаторных зон. По заказу Мосметростроя канадская фирма Lovat разработала и изготовила ТПМК с наружным диаметром 11 метров. Именно с его использованием столичные метростроевцы впервые совершили щитовую проходку тоннеля для эскалаторов. Это произошло на станции «Марьина роща» Люблинско-Дмитровской линии метро.

Назад

Тоннели строятся в самых сложных инженерно-геологических условиях, и современные щиты рассчитаны на проходку в различных грунтах, в том числе в неустойчивых. Комплексы работают в два цикла: сначала разрабатывают грунт, затем возводят обделку, производя монтаж блоков. Средняя скорость проходки щитов сегодня составляет 250-300 метров в месяц.

Разработано руководство по контролю качества при строительстве метро

Назад

Тоннелепроходческий комплекс – это целый завод по переработке грунта. В Москве всегда строили метро щитами диаметром 6 метров, теперь проходка ведется и 10-метровыми машинами-гигантами.

Разработано руководство по контролю качества при строительстве метро

Щиты – «десятки» используют при строительстве двухпутных тоннелей, где в одном тоннеле проходят пути встречных направлений, а платформы находятся по бокам.

Для обслуживания и эксплуатации одного большого щита требуется меньше оборудования для вывоза грунта, сокращается и количество сопутствующей инфраструктуры – это освещение, вентиляция, подвоз тюбингов.

Разработано руководство по контролю качества при строительстве метро

Назад

Метростроители называют проходческие щиты женскими именами. Этот обычай появился благодаря Ричарду Ловату, основателю и владельцу известной канадской фирмы LOVAT, выпускающей ТПМК. Он решил, что все щиты компании должны носить женские имена в честь покровительницы подземных работ святой Барбары. Традиция распространилась и на машины других производителей. Сегодня московское метро строят «Татьяна», «Лилия», «Ольга», «Любовь», «Полина», «Софья», «Наталья»…

Разработано руководство по контролю качества при строительстве метро

Назад

Его теоретическая новизна и практическая актуальность для Стройкомплекса Москвы подтверждена результатами рассмотрения на заседании Экспертной комиссии по инновационным технологиям и техническим решениям Департамента.

«Руководство в ближайшее время будет представлено на утверждение заместителю мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрею Бочкарёву для дальнейшего практического использования всеми заинтересованными организациями строительного комплекса города», – отметил глава Департамента.

Работа по внедрению инноваций ведется в соответствии с указаниями мэра Москвы Сергея Собянина. Она необходима, чтобы совершить технологический рывок и дать мощную поддержку наукоемким технологиям и промышленным предприятиям строительной отрасли, которые являются главными драйверами городской экономики.

Как передавалось ранее, 25 декабря 2020 года президент Российской Федерации Владимир Путин подписал Указ о проведении в 2021 году в стране Года науки и технологий.