Реформа ценообразования буксует из-за некачественной статистики

0
73

Реформа  ценообразования буксует из-за некачественной статистики

В ходе совместной работы Главгосэкспертизы России, Минстроя России и его рабочих групп по методологии определения сметных цен, а также разработчиков новых методик по ценообразованию в строительстве, включая методику определения сметных цен на затраты труда в строительстве, методику определения сметных цен на эксплуатацию машин и механизмов, методику определения величины накладных расходов в строительстве, выявились серьезные проблемы, связанные с уровнем принятых норм и их обоснованием.

Выяснилось, что при разработке норм необходимые статистические данные или отсутствовали, или значительно искажены (настолько, что не отражают реальной картины), или очень сильно обобщены и не обеспечивают требуемую для их практического использования детализацию.  

Например, в статистических данных,  использованных при разработке методики определения сметных цен на затраты труда, невозможно выделить тарифную часть и надбавки для учета разницы в квалификации необходимых трудовых ресурсов, режима труда, региональных, климатических и иных особенностей условий строительства. Отсутствие в органах статистики структурированной по элементам затрат информации осложняется ее недостоверностью, так как большая доля «черных» и «серых» схем оплаты труда по факту ведет к существенному занижению среднестатистических показателей.

К примеру, среднемесячная заработная плата в компании «Мостострой-11» (г.Тюмень) составляет 56 тыс.руб., а в среднем по отрасли Тюменской области – 41тыс. руб. Это означает, что при расчете стоимости строительного контракта в нее войдет цена труда, которая в 2 раза ниже фактической заработной платы в компании.

А ведь статистическая информация о заработной плате является базой для расчета не только непосредственно затрат на оплату труда, но и других видов затрат в смете строительства, например, накладных расходов. Следовательно, на каждом шаге формирования сметы искажения будут нарастать, как снежный ком, что повлечет заведомую убыточность строительных работ.

Уже сейчас, исходя из данных Федеральной службы государственной статистики (сборник «Строительство в России, 2016»), строительная отрасль стремительно скатывается к убыточным показателям:  если в 2005 году сальдированный финансовый результат в строительстве составлял 39 млрд рублей, в 2013 — 600 млрд рублей, то в 2014 году он упал на 75 млрд, а в 2015 — еще на 54 млрд рублей. И это при том, что экономика в целом показывает стабильный рост.

Возникает естественный вопрос – если уже сейчас в строительной отрасли затраты превышают доходы, к чему приведет реформа сметного ценообразования? В сложившейся ситуации с разработкой методик сметного ценообразования на пути к благим целям реформы – борьбе с коррупцией и воровством, оптимизации затрат и повышению эффективности бюджетных инвестиций в строительство, – могут обанкротиться и исчезнуть добросовестные участники строительного рынка.

Помимо некачественной информационной базы большой проблемой является сам порядок установления нормативных показателей, который при отсутствии расчетов и обоснований принятых решений представляет собой «черный ящик». Диалог разработчиков методик определения сметных цен с профессиональным сообществом сводится к принципу: если кто-то не согласен, пусть предоставляет обосновывающую информацию, расчеты и сам доказывает свою позицию.

В сложившейся ситуации профессиональное сообщество вынуждено было взять на себя формирование доказательной базы, без которой невозможно обоснование нормативных решений. Профессиональным сообществом уже проделана большая самостоятельная работа.

Например, методика определения сметных цен на материалы дополнена рядом показателей благодаря информации, предоставленной Еленой Полль (АО «СтройТрансНефтеГаз»), членом рабочей группы по методологии определения сметных цен при Минстрое России.

Рабочая группа по методологии определения сметных цен на затраты труда совместно с ФАУ «Главгосэкспертиза России» выработала подходы к решению проблемы формирования адекватного уровня заработной платы, о чем составлены протоколы совместных совещаний. Также проведен опрос предприятий по разработанному опросному листу, который был подготовлен ФАУ «Главгосэкспертиза России».

Вместе с тем, членам другой рабочей группы — по машинам и механизмам — не удалось собрать представительную обосновывающую базу для методики определения сметных цен на эксплуатацию машин и механизмов из-за больших трудозатрат и ограниченных трудовых и временных ресурсов, в результате чего его полностью формализованные и официально переданные предложения были отклонены.

Усилий рабочих групп, которые действуют всего полгода, катастрофически не хватает, так как они работают на общественных началах и не обладают необходимыми ресурсами в отличии от подрядчиков, нанятых два года назад и оплачиваемых ФАУ «Главгосэкспертиза России».

29 июня 2018 года инициативной группой, включающей крупнейших строителей России: АО «Мостострой-11», ПАО «Мостотрест», АО «Автобан», ООО «Стройгазмонтаж», ООО «Новосибирскавтодор», АО «Нефтегазстрой», принято решение объединить трудовые, организационные, административные ресурсы и при поддержке «Российского Союза Строителей», в том числе его президента Владимира Анатольевича Яковлева, провести сбор достоверных данных и их полноценное исследование для обоснования порядка сметного ценообразования в строительной отрасли.

Эти исследования будут проводиться в рамках временного «Института проблем экономики строительства» под руководством Ольги Гаращенко, руководителя рабочей группы по методологии определения сметных цен на материалы, генерального директора аудиторско-консалтинговой компании «Эксклюзив Консалтинг». В команду войдут ведущие специалисты компаний, представителей рабочей групп. Такая кооперация позволит достичь синергетического эффекта от объединения интеллектуального потенциала ее участников. ФАУ «Главгосэкспертиза России» подтвердило готовность участвовать в этом проекте.

Уже в ближайшие дни будет утвержден состав исследовательской группы и основная методика построения репрезентативной выборки, содержание анкет, методики обработки данных.

Результаты исследования будут проверены аудиторами аудиторской фирмы «Эксклюзив Консалтинг», члена Российского союза строителей. По итогам проверки будет составлено аудиторское заключение, в котором помимо выводов аудиторов будут изложены рекомендации по пороговым значения изучаемых показателей.

Подтвержденные аудиторами результаты исследования будут направлены в ФАУ «Главгосэкспертиза России», Минстрой России, Правительство РФ, Президенту РФ, а также опубликованы на сайте Российского союза строителей.

Рабочая группа приглашает к активному участию в исследовании все заинтересованные в нем строительные компании России и их ассоциации. Сейчас необходимо объединение усилий строителей для того, чтобы переход на ресурсную модель сметного ценообразования дал положительный эффект не только для государства, но и для всех субъектов строительного рынка. Чтобы новый порядок ценообразования дал возможность получать строительным компаниям прибыль для их развития, а не привел к снижению качества работ, срыву сроков выполнения контрактов в условиях их недофинансирования и банкротству добросовестного строительного бизнеса.

Ольга Гаращенко, 
руководитель рабочей группы по методологии определения сметных цен на материалы

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here