Комитет по техрегулированию РСПП дал резко отрицательное заключение на закон Минстроя

0
73

Комитет по техрегулированию РСПП дал резко отрицательное заключение на закон Минстроя

На сайте комитета по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия РСПП опубликовано резко отрицательное заключение экспертов Комитета на представленные в очередной раз поправки Минстроя России в Технический регламент «О безопасности зданий и сооружений».

Как писало ранее Агентство новостей «Строительный бизнес»,  данный законопроект был разослан в министерства и ведомства на согласование в начале июня замминистром строительства и ЖКХ России Хамитом Мавлияровым. Ряд экспертных организаций дали отрицательное заключение на данный законопроект. Теперь свое мнение опубликовал и Комитет РСПП по техрегулированию.

С текстом очередного варианта законопроекта можно ознакомиться по ссылке: http://www.rgtr.ru/discussion/20170216/zaklyucheniya_ehkspertov_na_zakonoproekt_minstroya/.
Здесь же представлена вся история вопроса, в том числе, обращения от президента РСПП Александра Шохина, глав крупнейших компаний  о недопустимости таких изменений нормативной базы в строительстве. Однако Минстрой России продолжает настаивать на своей версии законопроекта, в очередной раз получив отрицательные отзывы от всех профильных министерств и отраслевых объединений.

В экспертном заключении Комитета РСПП, в частности, говорится:
Разработанные Минстроем России (письмо Минстроя России от 08.06.2018 исх.№ 25071-ХМ/08) изменения в федеральный закон от 30.12.2009г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и отдельные законодательные акты Российской Федерации (далее – законопроект) содержат целый ряд концептуальных предложений, принципиально меняющих систему технического регулирования и стандартизации (технического нормирования) в строительстве.

В законопроекте, неоднократно на протяжении более 3 лет представляемом в Правительство РФ, не учтены принципиальные замечания заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, ГПУ Президента РФ, ИЗИСП, РСПП и ТПП РФ, крупнейших российских компаний.

Разработчики законопроекта не учитывают изменение правового регулирования отношений в области технического регулирования, а именно положения Договора о Евразийском экономическом союзе.  В заключении Государственно-правового управления Президента Российской Федерации по предыдущей версии законопроекта (заключение от 03.06.2015 № АБ-6096) говорится о том, что законопроект не поддерживается по этой причине, а также сделан вывод о том, что необходимость в дальнейшей разработке технических регламентов на национальном уровне не усматривается в связи с разработкой соответствующего технического регламента Таможенного союза.

Письмом Правительства Российской Федерации от 20.10.2010 № 5376п-П7 в Госдуму Российской Федерации предложено прекратить работы по разработке национальных технических регламентов, находящихся в комитетах Госдумы Российской Федерации, в связи с разработкой технических регламентов Таможенного союза.

Действующая редакция федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее – ФЗ) не предусматривает принятие технического регламента федеральным законом (статья 2 и часть 1 статьи 9 ФЗ). До вступления в силу технического регламента, принятого международным договором РФ, или в соответствии с международным договором РФ, технический регламент может быть принят только указом Президента РФ, или постановлением Правительства РФ, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию (часть 1 статья 9 ФЗ). Порядок принятия технического регламента (в том числе изменений и дополнений к нему), установленный данным ФЗ, применяется только для случая его принятия постановлением Правительства РФ (часть 1 статьи 9 ФЗ) или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию (статья 9.1 ФЗ).

Уведомление о разработке изменений к техническому регламенту, принятому федеральным законом № 384-ФЗ от 30.12.2009, не публиковалось, законопроект не проходил публичного обсуждения, предлагаемая редакция изменений к регламенту не рассматривалась экспертной комиссией по техническому регулированию. Вместе с тем, положения Соглашения ВТО по техническим барьерам в торговле, к которому присоединилась Российская Федерация, требуют проведения данных процедур при принятии технического регламента или изменений к нему (пункты 2.9.1 — 2.11 Соглашения).

В законопроекте предлагается наделить федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры и градостроительства (Минстрой России), функциями по установлению нормативными правовыми актами обязательных для применения строительных норм и строительных правил добровольного применения.

Предлагаемые в законопроекте строительные нормы и строительные правила являются принципиально новыми видами документов и не предусмотрены действующими перечнями документов по стандартизации (статья 14 федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации» 162-ФЗ от 29 июня 2015 года, статья 13 федерального закона «О техническом регулировании» 184-ФЗ от 27 декабря 2002 года).

В соответствии с законопроектом строительные нормы фактически приобретают статус технического регламента, т.к. в соответствии со статьей 7 (часть 3) ФЗ «О техническом регулировании», «не включенные в технические регламенты требования… не могут носить обязательный характер». Эти положения действующего ФЗ «О техническом регулировании» полностью соответствуют Соглашению ВТО о технических барьерах в торговле, к которому присоединилась Россия. Понятие «технический регламент» также введено в российское законодательство в соответствии с Соглашением ВТО по техническим барьерам в торговле. В соответствии со статьей 2 ФЗ «О техническом регулировании» технические регламенты принимаются международным договором, указом Президента РФ, постановлением Правительства РФ или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию (Минпромторг России).

Предлагаемые в законопроекте строительные нормы будут устанавливать обязательные требования к зданиям и сооружениям, которые являются объектами технического регулирования и входят в область действия ФЗ «О техническом регулировании», а также входят в Единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) (решение Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2012 г. №102).

В законопроекте отсутствуют положения о планировании разработки строительных норм обязательного применения, что может привести к их необоснованно широкой разработке и постоянно растущему количеству. Именно по этой причине перечень разрабатываемых технических регламентов в рамках ЕАЭС ограничен Планом разработки технических регламентов ЕАЭС, утвержденным решением Совета ЕАЭС. Разработка технических регламентов РФ также осуществлялась в соответствии с Программой, утвержденной Правительством РФ.

В законопроекте (пункт 4 части 3 статьи 1 законопроекта) предлагается устанавливать в строительных нормах показатели, обеспечивающие соблюдение всех 8-ми минимально необходимых требований к зданиям и сооружениям, установленных в части 6 статьи 3 федерального закона № 384-ФЗ. В соответствии с законопроектом данные минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям также могут быть приняты нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти (подпункт б) пункта 1 части 3 статьи 1 законопроекта). Таким образом, вводится дублирование полномочий по разработке нормативных правовых актов для одних и тех же объектов и аспектов нормирования. При этом все минимально необходимые технические требования к зданиям и сооружениям фактически выводятся из сферы технического регулирования, т.к. доказательная база для данных требований будет формироваться в порядке, не предусмотренном законодательством о техническом регулировании и стандартизации, что также противоречит статье  4 ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Установление  требований по включению в федеральный реестр нормативных документов в области обеспечения безопасности зданий и сооружений (далее — Реестр) национальных стандартов и сводов правил, «применение которых оказывает влияние на безопасность зданий и сооружений»(подпункты б) и в) пункта 2 пункта 2 части 3 статьи 2 законопроекта, пункты4 и 5 части 3 статьи 2 законопроекта) содержат коррупциогенную составляющую, т.к. в законопроекте не определены правила и процедуры определения оценки влияния данных документов на безопасность зданий и сооружений.

В законопроекте не даны определения понятиям: «общие характеристики строительных материалов, изделий и конструкций», «правила и общие принципы в отношении строительных материалов, изделий и конструкций, методов контроля, испытаний и измерений в строительстве, процессов проектирования (включая изыскания), строительства…», «характеристики зданий и сооружений", "требования к процессам проектирования (включая изыскания), строительства…", «количественные и качественные показатели свойств прочности и устойчивости….», «количественные и качественные показатели свойств зданий и (или) их характеристик….». В результате они носят юридически неопределенный характер и согласно Методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96, являются коррупциогенными факторами. В действующем техническом регламенте установлены минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям (часть 6 статьи 3 технического регламента), в число признаков идентификации зданий и сооружений (статья 4 технического регламента) "характеристики зданий и сооружений" не входят.

Замена широко применяемых на практике документов по стандартизации (сводов правил и национальных стандартов) на новые виды документов (строительные нормы и строительные правила) необоснованна. Это предложение также противоречит международной и европейской практике. «Документы в области стандартизации, применяемые для подтверждения требований технических регламентов, должны разрабатываться в соответствии с Кодексом добросовестной практики применительно к подготовке, утверждению и применению стандартов» (Приложение 3 к Соглашению ВТО о технических барьерах в торговле). Предлагаемые в законопроекте правила и процедуры разработки и экспертизы строительных норм и строительных правил, правила применения национальных стандартов и сводов правил не соответствуют положениям указанного Кодекса, не обеспечивают необходимый уровень прозрачности и транспарентности, а также участия всех заинтересованных сторон. Также в законопроекте нарушен один из основополагающих принципов Соглашения ВТО по техническим барьерам в торговле по "избеганию дублирования или частичного совпадения с деятельностью других органов по стандартизации на национальной территории" (пункт P приложения 3 к Соглашению), т.к. все федеральные органы исполнительной власти получают право разрабатывать нормативные правовые акты, устанавливающие минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям (подпункт б) пункта 1 части 3 статьи 1 законопроекта), при этом все процедуры экспертизы документов по стандартизации (национальных стандартов и сводов правил) будут дублироваться Минстроем России на этапе внесения в Федеральный реестр нормативных документов в строительстве (пункты10-14 части3 статьи 1 законопроекта).

Международная и европейская практика показывает, что требования по строительству и проектированию, требования к строительным материалам и изделиям, в основном, устанавливаются в международных, европейских и национальных стандартах.

Предлагаемая в законопроекте отмена возможности альтернативного применения документов с различными требованиями (исключение части 3 статьи 6 технического регламента) приведет к ужесточению требований в строительстве и фактическому запрету применения современных стандартов в области изысканий, проектирования и строительства. Это полностью противоречит современной зарубежной практике и действующему законодательству государств-участников ЕАЭС, предусматривающему современный параметрический метод нормирования (доказательная база технических регламентов Республики Беларусь и Республики Казахстан включает документы по стандартизации альтернативного применения, в т.ч. на основе Еврокодов).

Законопроект устанавливает, что применяемые для соблюдения требований безопасности зданий и сооружений строительные нормы, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, строительные правила, национальные стандарты, своды правил в сфере строительства подлежат применению со дня их включения в реестр в соответствии с Градостроительным кодексом РФ  (пункт 2 части 3 статьи 1 законопроекта) по результатам экспертизы, проводимой экспертными комиссиями, созданными Минстроем России (пункты 10-14 части 3статьи 1 законопроекта). Применение нормативных документов в области обеспечения безопасности зданий и сооружений, не включенных в реестр нормативных документов не допускается (пункт 16 части 3 статьи 1 законопроекта). Данные предложения еще больше закрепляют предписывающий метод нормирования в строительстве, создают дополнительные административные барьеры и еще больше разделяют российские и зарубежные принципы и подходы нормирования в строительстве. Данное положение распространяется не только на здания и сооружения, но и на строительные материалы, изделия, конструкции и технологии. Включению в Реестр, согласно законопроекту, наряду с документами обязательного применения подлежат все документы по стандартизации, в т.ч. национальные и межгосударственные стандарты, своды правил, уже прошедшие все процедуры разработки, обсуждения и экспертизы, предусмотренные ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" и постановлением Правительства РФ от 01.07.2016 № 624. Проверка взаимной согласованности и отсутствия противоречий разрабатываемых документов по стандартизации с требованиями других нормативных документов, проводится в соответствии с техническим заданием на разработку на стадии экспертизы этих документов в технических комитетах по стандартизации в соответствии с ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Таким образом, предлагаемая законопроектом еще одна административная процедура (включение в Реестр в соответствии с порядком, установленным Минстроем России (пункт 6 части 2 статьи 2 законопроекта), не только фактически дублирует процедуры, предусмотренные в указанных нормативных правовых актах, но и будет являться существенным административным барьером для разработчиков документов и их потенциальных потребителей, увеличивая срок вступления документа в действие (все нормативные документы подлежат применению со дня их включения в Реестр), снижая его актуальность. При этом национальные стандарты и своды правил, принятые и действующие в Российской Федерации до дня вступления в силу закона (в случае его принятия), должны будут проходить процедуру включения в Реестр(часть 1 статьи4 законопроекта), что приведет к существенным финансовым затратам промышленности и строительных организаций, работающих по действующим национальным стандартам и сводам правил (СНиП). 

Кроме того, запрет на применение национальных стандартов и сводов правил, принятых в установленном действующим законодательством о стандартизации порядке ограничивает полномочия Росстандарта и других федеральных органов исполнительной власти.

Зависимость применения на добровольной основе документов по стандартизации (национальных стандартов и сводов правил) и строительных правил от включения сведений о них в Федеральный реестр, вступает в противоречие с нормами федерального закона "О стандартизации в Российской Федерации", в соответствии с которыми право выбора применения на добровольной основе документов по стандартизации лежит на производителе продукции (статья 26 закона).

Требования законопроекта по предмету регулирования национальных стандартов, подлежащих включению в Реестр (пункт 7 части 3 статьи 1 законопроекта), противоречат положениям ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации», основополагающим стандартам и установившейся практике их разработки. Формулировка законопроекта «предметом регулирования национальных стандартов… является установление общих характеристик строительных материалов, изделий и конструкций, методов контроля, испытаний и измерений в строительстве, процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) зданий, сооружений, а также правила и общие принципы в отношении строительных материалов, изделий и конструкций, методов контроля, испытаний и измерений в строительстве, процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) зданий, сооружений носит юридически неопределенный характер и согласно Методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96, является коррупциогенным фактором.

Законопроект противоречит статьям 55.13, 55.15 и 55.20 Градостроительного Кодекса Российской Федерации (в редакции федерального закона от 3 июля 2016 года № 372-ФЗ), в которых установлены функции национальных объединений саморегулируемых организаций в области строительства (СРО) по разработке и утверждению стандартов на процессы выполнения работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, а также обязанность их соблюдения членами саморегулируемых организаций. Таким образом, законопроект вводит строительные правила добровольного применения, дублирующие стандарты национальных объединений в строительстве, обязательные для проектных и строительных компаний-членов СРО.

Законопроект устанавливает требования, содержащие конфликт интересов, например, национальные стандарты и своды правил, применение которых оказывает влияние на безопасность зданий и сооружений, должны включаться в Реестр в порядке, установленном Минстроем России. При этом Минстрой России возглавляет и ведет технический комитет по стандартизации ТК 465 "Строительство", которые организует разработку и экспертизу данных стандартов в порядке, установленном законодательством о стандартизации, также Минстрой России организует разработку и экспертизу сводов правил в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 01.07.2016 № 624. Таким образом, Минстрой России будет проводить при включении в Реестр повторное рассмотрение документов по стандартизации, разработанных самим министерством.

В соответствии с законопроектом документы, которые отсутствуют в Реестре не должны применяться не только в целях соблюдения технических регламентов, но и при проектировании (включая изыскания) и строительстве. При этом в Реестр допускается включать ограниченный состав нормативных документов (строительные нормы, нормативные правовые акты, строительные правила, своды правил и национальные стандарты) (пункт 1 части 3 статьи 1 законопроекта).  Законопроект фактически вводит запрет на применение в проектировании и строительстве документов, не включенных в указанный Реестр. При этом, по определению, в Реестр не будет включен целый ряд документов по стандартизации, предусмотренных действующим законодательством и широко применяемых в области проектирования и строительства. Это относится, прежде всего,  к  стандартам  организаций, в т.ч. обязательным для применения строительными компаниями-членами саморегулируемых организаций; стандартам на процессы выполнения работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, строительству, утвержденным  национальными объединениями саморегулируемых организаций (часть 2 статьи 55.13, часть 1 статьи 55.15 Градостроительного Кодекса РФ),  техническим условиям на строительные материалы и изделия, а также предварительным стандартам. Тем самым законопроект противоречит ФЗ «О техническом регулировании» (статья 13, часть 4 статьи 16.1), ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации», «Градостроительному Кодексу Российской Федерации»(часть 2 статьи 55.13, часть 1 статьи 55.15).

Запрет на применение не включенных в Реестр национальных и межгосударственных стандартов, входящих в официальные перечни документов по стандартизации, составляющие утвержденную доказательную базу принятых в ЕАЭС и РФ технических регламентов (пункты2, 19 части 3 статьи 1  и пункт 3 части 2 статьи 2 законопроекта), будет являться существенным техническим барьером в торговле государств-участников ЕАЭС и других стран. Создание такого рода Реестра противоречит Договору ЕАЭС, не имеет аналогов в международной практике и будет ограничивать применение современных прогрессивных стандартов по проектированию и строительству, а также применение современных стандартизованных строительных материалов, изделий и технологий. Кроме того, проведение повторной экспертизы утвержденных федеральными органами исполнительной власти документов по стандартизации потребует дополнительного финансирования на ее проведение и доработку документов по результатам ее проведения.

Предлагаемые законопроектом документы (строительные нормы и строительные правила) не имеют аналогов в России, странах СНГ и в международной практике. Своды правил (СНиПы), прошедшие актуализацию в период 2010-2014г.г. в соответствии с требованиями части 5 статьи 42 технического регламента, содержат, как требования безопасности к зданиям и сооружениям, так и способы расчетов строительных конструкций, являются документами по стандартизации, содержат многочисленные ссылки на другие документы по стандартизации в строительстве (межгосударственные и национальные стандарты, своды правил). Разделение требований к зданиям и сооружениям и требований к процессам проектирования (включая изыскания)и строительства между предлагаемыми законопроектом строительными нормами и правилами приведет к принципиальной переработке всего массива действующих сводов правил, что потребует большого времени и дополнительного существенного бюджетного финансирования.

Введение строительных норм и строительных правил приведет к невозможности применения в Российской Федерации европейских стандартов по проектированию (Еврокодов), т.к. данные стандарты содержат как требования (принципы), так и способы расчетов, и не могут быть разделены на части. При этом не сможет быть выполнено поручение Правительства РФ от 16 июня 2010 г. №ИШ-П9-4012 о включении Еврокодов на альтернативной основе в доказательную базу «Технического регламента о безопасности зданий и сооружений». Необходимо отметить, что государства-участники ЕАЭС (Республика Беларусь и Республика Казахстан) ввели в доказательную базу национальных технических регламентов в области строительства для применения на альтернативной основе документы по стандартизации, принятые на базе Еврокодов.

Законопроект исключает применение индивидуально разработанных проектных решений  (часть 3 статьи 1 законопроекта) и специальных технических условий (новая редакция статьи 6 и части 6 статьи 15 ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»), широко применяемых в строительстве в случае отсутствия (недостаточности) требований в национальных стандартах и сводах правил (части 8 и 9 статьи 6 и часть 6 статьи 15 действующего ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»). Это приведет к невозможности реализации большого количества инвестиционных проектов в строительстве, для которых отсутствует или недостаточна нормативно-техническая база.

Законопроект содержит конфликт интересов и коррупциогенные факторы, связанные с тем, что один и тот же федеральный орган исполнительной власти (Минстрой России) утверждает строительные нормы обязательного применения, национальные стандарты и строительные правила добровольного применения, формирует и ведет Реестр, устанавливает порядок формирования и ведения Реестра, в т.ч. включения нормативных документов в Реестр, организует разработку и экспертизу национальных стандартов и сводов правил, подлежащих повторной проверке при включении в Реестр, проводит оценку технической пригодности стандартизованных строительных материалов и изделий в случае  отсутствия стандартов в Реестре.

Законопроект содержит существенный коррупциогенный фактор при определении видов национальных стандартов и сводов правил, принятых федеральными органами исполнительной власти, подлежащих включению в Реестр: в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 1 и пунктом 3 части 2 статьи 2  законопроекта в Реестр должны включаться только национальные стандарты и своды правил, применение которых оказывает влияние на безопасность зданий и сооружений. При этом отсутствует механизм определения таких нормативных документов. На практике это приведет к субъективному определению необходимости включения в Реестр и проблемам применения национальных стандартов и нормативных документов федеральных органов исполнительной власти. В результате неопределенности применения данных актов возрастет административная нагрузка на промышленность, проектные и строительные компании.

Проведение экспертизы нормативных документов, обязательных для применения, предусматривает выявление необоснованных расходов бюджетов системы Российской Федерации, хозяйствующих субъектов в связи с принятием проекта документа (пункт 10 части 3 статьи 1 законопроекта). Проведение данной экспертизы в отсутствие методик ее проведения и соответствующих полномочий Минстроя России является существенным административным барьером и носит коррупциогенный характер.

Введение для системообразующей строительной отрасли новых видов нормативно-технических документов, определяющих базовые требования к зданиям и сооружениям, а также к строительным материалам и изделиям, и не входящих в состав документов по стандартизации (в соответствии с ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации"), приведет к дублированию и конфликту требований вновь вводимых документов и действующих документов по стандартизации в строительстве (в настоящее время — более 1300 документов, в т.ч. 987 национальных стандартов и 316 сводов правил) и, как следствие, к необоснованным затратам предпринимательских структур по соблюдению и исполнению требований указанных документов. Законопроектом вводится автономная система нормативных документов в строительстве вне национальной системы стандартизации, предусмотренной ФЗ «О техническом регулировании» и ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» и признанной в международных системах стандартизации (ИСО, МЭК), а также в ВТО.

Принятие законопроекта прямо противоречит пункту 1 Дорожной карты "Совершенствование технического регулирования, ценообразования и сметного нормирования, саморегулирования в строительной сфере и развития контрактной системы…", утвержденной поручением Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н.Козака от 30.12.2014 № ДК-П9-9653, на которую ссылаются авторы законопроекта, предусматривающему необходимость обеспечения взаимной согласованности нормативно-методических документов в строительной сфере, а не создание автономной системы технического регулирования и нормирования в строительстве и разрешение на разработку нормативных правовых документов обязательного применения для соблюдения базовых требований безопасности зданий и сооружений всеми заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

В настоящее время на финальной стадии семилетнего периода разработки находится технический регламент Евразийского экономического союза (ЕАЭС) «О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий».В соответствии со статьей 52 Договора ЕАЭС, подписанного Президентами России, Казахстана и Беларуси 29 мая 2014 года и ратифицированного в России федеральным законом от 03.10.2014 N 279-ФЗ, подтверждение требований технических регламентов осуществляется на основании документов по стандартизации, в перечне которых не предусмотрены ни строительные нормы, ни строительные правила, в том числе на национальном уровне. Протокол о техническом регулировании в рамках ЕАЭС (приложение №9 к указанному Договору) также не предусматривает наличия строительных норм и строительных правил в качестве доказательной базы технических регламентов.

Включение в состав российских нормативных документов в области строительства новых видов документов (строительных норм и строительных правил) противоречит требованиям действующих международных соглашений Российской Федерации в области технического регулирования в ЕАЭС.

Законопроект не учитывает наличие принятых и вступивших в действие технических регламентов ЕАЭС в области безопасности отдельных групп зданий и сооружений (автомобильных дорог (решение Комиссии ТС от 18.10.2011 №827), инфраструктуры железнодорожного транспорта (решение Комиссии ТС от 15.07.2011 № 710), высокоскоростного железнодорожного транспорта (решение Комиссии ТС от 15 июля 2011 г. № 710), а также смежных регламентов в области безопасности машин и оборудования (решение Комиссии ТС от 18.10.2011 № 823), лифтов (решение Комиссии ТС от 18.10.2011 № 824), низковольтного оборудования (решение Комиссии ТС от 16.08.2011 № 768), применяемых в зданиях и сооружениях. Данные регламенты предусматривают в соответствии с Договором ЕАЭС применение межгосударственных и национальных стандартов, в т.ч. в области проектирования и строительства. Программы разработки межгосударственных стандартов, составляющих доказательную базу этих технических регламентов, были утверждены Евразийской экономической комиссией, и в настоящее время уже реализованы. Российская Федерация в установленном порядке принимала данные межгосударственные стандарты в качестве национальных стандартов. Для указанных технических регламентов утверждены перечни стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технических регламентов. В соответствии с принятыми регламентами выполнение требований этих стандартов является достаточным условием для соблюдения требований технических регламентов. Дополнительное требование по включению этих стандартов в Российский Федеральный реестр нормативных документов в строительстве документами ЕАЭС не предусмотрено.

Законопроект необоснованно ставит соблюдение внутригосударственных процедур (пункт 1 части 3 статьи 1 законопроекта) выше международных обязательств Российской Федерации в ЕАЭС, что приведет к нарушению положений договора ЕАЭС и введению технических барьеров в торговле с государствами-членами ЕАЭС.

В законопроекте содержится большое количество внутренних противоречий и несоответствий (например, отсутствует определение «уполномоченного федерального органа исполнительной власти» (пункт 1 части 3 статьи 1 законопроекта),  применение на добровольной основе сводов правил обеспечивает соблюдение не технического регламента, а только строительных норм (пункт 5 части 3 статьи 1 законопроекта), предмет регулирования строительных правил необоснованно устанавливает требования к строительным материалам, изделиям и конструкциям (пункт 5 части 3 статьи 1 законопроекта), предметы регулирования сводов правил (пункт 8 части 3 статьи 1 законопроекта) совпадают с предметом регулирования национальных стандартов (пункт 7 части 3 статьи 1 законопроекта), в главе 2 действующего ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», устанавливающей базовые требования к зданиям и сооружениям, законопроектом необоснованно (не относится к предмету регулирования данных статей) включены дополнения, устанавливающие предмет регулирования нормативных документов, подлежащих обязательному применению (часть 4 статьи 1 законопроекта); требования к нормативным правовым актам, установленные в части 1 статьи 3 законопроекта противоречат положениям части 3 статьи 1 законопроекта.

Предлагаемый законопроектом Реестр не учитывает созданные и финансируемые за счет государственных средств государственные информационные ресурсы: Федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов (статья 44 ФЗ «О техническом регулировании») и Федеральный информационный фонд стандартов (статья 29 ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации»). Создание нового Реестра, дублирующего указанные фонды повлечет необоснованные затраты государственных средств, дублирование и противоречия в информационных системах.

Перечень федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием законопроекта не содержит целого ряда действующих законодательных актов, подлежащих изменению: ФЗ «О техническом регулировании», ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации", федеральный закон о ратификации Договора ЕАЭС от 03.10.2014 № 279-ФЗ, смежные технические регламенты ЕАЭС (ТР ТС 002/2011, ТР ТС 003/2011, ТР ТС 014/2011)  и РФ (технический регламент о безопасности сетей газораспределения и газопотребления (утв. постановлением Правительства РФ от 29 октября 2010 г. N 870), технический регламент  о безопасности объектов внутреннего водного транспорта (утв. постановлением Правительства РФ от 12 августа 2010 г. N 623), технический регламент о безопасности объектов морского транспорта (утв. постановлением Правительства РФ от 12 августа 2010 г. N 620), технический регламент  о требованиях пожарной безопасности (Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ).

Кроме того, целый ряд постановлений Правительства Российской Федерации также потребуют внесения изменений, например, постановление Правительства Российской Федерации от 01.07.2016г. №624 "Об утверждении Правил разработки, утверждения, опубликования, изменения и отмены сводов правил", постановление Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 г. N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" и др.

Переходный период, предлагаемый законопроектом (часть 1 статьи 4 законопроекта) и предусматривающий включение в течение 1 года всего массива нормативно-технических документов в области строительства (более 1300 федеральных документов и более 10 000 документов ведомственного уровня) в Реестр с проведением повторной экспертизы и доработки документов по ее результатам, представляется нереальным и чрезвычайно затратным для госбюджета и предприятий промышленности строительных материалов, проектных и строительных компаний.

Финансово-экономическое обоснование к законопроекту говорит об отсутствии потребности финансовых расходов при его принятии. При этом не учитываются затраты на разработку принципиально новых для Российской Федерации строительных норм и строительных правил, на экспертизу и доработку большого массива применяемых в проектировании и строительстве нормативных правовых актов, сводов правил и национальных стандартов. В том числе стандартов, включенных в доказательную базу технических регламентов ЕАЭС (ТР ТС 002/2011, ТР ТС 003/2011, ТР ТС 014/2011) и РФ (технический регламент о безопасности сетей газораспределения и газопотребления (утв. постановлением Правительства РФ от 29 октября 2010 г. N 870), технический регламент  о безопасности объектов внутреннего водного транспорта (утв. постановлением Правительства РФ от 12 августа 2010 г. N 623), технический регламент о безопасности объектов морского транспорта (утв. постановлением Правительства РФ от 12 августа 2010 г. N 620), технический регламент  о требованиях пожарной безопасности (Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ).

Законопроект противоречит концептуальным положениям федеральных законов «О техническом регулировании» и «О стандартизации в Российской Федерации», Градостроительного Кодекса Российской Федерации, Договора Евразийского Экономического Союза и Соглашения ВТО по техническим барьерам в торговле, направлен на создание ведомственной системы технического регулирования в строительстве.

Предложения законопроекта полностью противоречат поручениям Президента России В.В. Путина Правительству РФ по итогам заседания Государственного совета, состоявшегося 17 мая 2016 года, по приведению в соответствие с современными требованиями документов технического регулирования в сфере строительства, в том числе принятию мер по гармонизации отечественных и международных стандартов с учётом лучших мировых практик.

Принятие данного законопроекта приведет к существенному увеличению и ужесточению административных барьеров в строительстве, фактическому запрету на применение современных стандартов в области изысканий, проектирования и строительства, а также стандартов организаций в проектировании и строительстве.

Законопроект неоднократно на протяжении последних трех лет направлялся в Правительство РФ (письма Минстроя России от 14.07.2015 исх.№21737-ЮР/08, от 15.12.2015 исх.№ 40838-ХМ/08, от 26.01.2017 исх. № 2114-ММ/08, от 09.06.2017 исх. № 20575-ММ/08 от 20.12.2017 исх. № 47949-ММ/02) и возвращался, т.к. не был согласован заинтересованными ФОИВ, содержал коррупциогенные факторы и требовал концептуальной переработки.

Исходя из вышеизложенного, а также учитывая:
— отрицательные заключения по данному законопроекту 7-ми федеральных органов исполнительной власти (МЧС России (письмо от 16.01.2018 № 43-406-19), Минэнерго России (письма от 26.06.2017 № ИА-6865/13 и от 29.12.2017 № ИА-14760/13), Минпромторг России (письмо от 22.01.2018 № ЕВ-3092/10), Минтранс России (письмо от 15.01.2018 № ЕД-22/301), Минюст России (письмо от 28.12.2017 № 09/164328-ЮЛ), Роспотребнадзор (письмо от 27.06.2017 № 01/8403-17-15), Минэкономразвития России (письмо от 11.01.2018 № 154-АТ/Д26п), письмо Минкомсвязи России о предоставлении ТЭО и ФЭО для Федерального реестра нормативных документов в строительстве (письмо от 10.01.2018 № АВ-П15-101-202), отрицательное заключение ГПУ Президента Российской Федерации (письмо от 23.06.2015 № А6-6096), отрицательные заключения Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ (письма от 09.01.2017 № 01-12/05, от 14.02.2017 № 01-15/78, от 21.07.2017 № 01-12/753 и от 11.01.2018 № 01-15/14);
— отрицательные результаты общественного и экспертного обсуждения законопроекта, проведенного в 2015-2017 годах — официальные письма в Правительство РФ и органы власти РСПП, ТПП РФ, ПАО "Газпром", ПАО "Газпромнефть", ПАО "Татнефть", ОАО "Сургутнефтегаз", ПАО АНК «Башнефть», ПАО «СИБУР Холдинг», ПАО «НОВАТЭК», НИИСФ РААСН;
— отрицательное заключение от 27.04.2016 экспертной комиссии, созданной приказом Минпромторга России от 28.03.2016 № 888

принятие подготовленного Минстроем России проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» представляется нецелесообразным.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here