Развитие конкуренции в России оставляет желать лучшего

0
34

Развитие 
конкуренции в России 
оставляет желать лучшего

Экономика

«Дорожные карты» по развитию конкуренции привели к тому, что нужен новый Национальный план

27 августа на заседании Правительства РФ руководитель ФАС России Игорь Артемьев представил четырнадцатый по счету доклад о состоянии конкуренции в России. Вывод: конкуренция есть, но развивается не так быстро, как велел Президент.

Как известно, 3 года назад вышел Указ Президента «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции», которым был утвержден первый в истории России Национальный план развития конкуренции в РФ на 2018–2020 гг. И исполнение этого плана завершается уже в декабре.

Во исполнение этого Указа Правительством были утверждены 18 отраслевых программ, охватывающих практически всю экономику, и в каждой из них были утверждены планы развития конкуренции.

В результате независимым изданием Global Competition Review в 2019 г. российский федеральный антимонопольный орган был признан одним из самых эффективных – ФАС России вошла в десятку лучших из 140 антимонопольных ведомств различных стран мира.

При этом в работу по развитию конкуренции активно включились регионы. Так, 100% регионов утвердили ключевые показатели развития конкуренции и новые «дорожные карты», внесли изменения в положения об органах исполнительной власти и приняли акты об организации антимонопольного комплаенса.

Удалось обеспечить во всех отраслях экономики присутствие не менее трех хозяйствующих субъектов, не менее чем один из которых относится к частному бизнесу, за исключением сфер деятельности субъектов естественных монополий и организаций оборонно-промышленного комплекса.

Количество нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов власти снизилось в 1,3 раза – и это при целевом показателе Национального плана развития конкуренции к концу 2020 г. – в 2 раза.

Однако вышеупомянутый Указ Президента № 618 в части принятия федеральных законов не выполнен. Так, не принят соответствующий закон о реформировании правового регулирования деятельности естественных монополий и впервые предлагаемый закон об основах тарифного регулирования.

По «дорожным картам» ушли не туда

Из «дорожных карт», утвержденных Правительством, на сегодняшний день в общей сложности не реализовано 40% мероприятий. И для их исполнения остается всего несколько месяцев.

Поэтому, по словам Игоря Артемьева, необходимо принять новый Нацплан развития конкуренции. И в текущем году Правительство РФ должно представить Президенту РФ проект Указа Президента РФ об утверждении Национального плана развития конкуренции на 2021-2025 годы.

Новый Нацплан будет посвящен темам развития малого и среднего предпринимательства, обеспечения эффективного и прозрачного управления государственной и муниципальной собственностью, цифровизации антимонопольного и тарифного регулирования.

Кроме того, в проект Указа Президента планируется включить и вопросы дорегулирования сфер естественных монополий, обеспечения недискриминационного доступа к природным ресурсам, развития организованной (биржевой) торговли, повышение эффективности контроля проведения закупок, расширение международного сотрудничества и др.

Так, в Законе о конкуренции прописано, что на права интеллектуальной собственности не распространяется антимонопольное законодательство. А подобного ограничения нет в законодательстве ни одной из стран.

Вдобавок Правительством РФ существенно сокращены возможности по заключению и реализации регуляторных контрактов, и эта проблема будет устранена.

Унитарным предприятиям подписан приговор

Плюс ко всему, как сообщил Игорь Артемьев, полным ходом идет реформа унитарных предприятий, количество которых в 2019 г. снизилось на 18% по сравнению с 2018 г.

В частности, по состоянию на 1 января 2019 г., по данным ЕГРЮЛ, было зарегистрировано 16867 унитарных предприятий, что на 49% больше, чем на 1 января 2013 г. А к началу 2020 г. количество унитарных предприятий составило 13 801.

Вместе с тем 38% таких предприятий по-прежнему осуществляет деятельность в сферах с развитой конкуренцией – например, сделки с недвижимостью, аренда или торговля. И, по мнению руководителя ФАС, именно участие унитарных предприятий в хозяйственной деятельности оказывает наиболее негативное влияние на конкуренцию на локальных рынках.

Кроме того, были выявлены многочисленные факты ухода заказчиков от применения норм ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» путем передачи бюджетных средств в форме субсидий подведомственным унитарным предприятиям для закупки ими товаров, работ, услуг для нужд заказчика, в том числе и на конкурентных рынках – например, работы по строительству.

Поэтому особенности организационно-правовой формы и закрепления имущества обуславливают неэффективность унитарных предприятий, в том числе по причине отсутствия эффективного корпоративного контроля – советов директоров с независимыми директорами, систем управления рисками и т.д., а «гарантированный» спрос на продукцию не способствует повышению производительности труда и инновационному развитию таких предприятий.

Игорь Артемьев напомнил, что 8 января 2020г. был принят Федеральный закон № 485-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и Федеральный закон «О защите конкуренции», который ввел общий запрет на создание и деятельность унитарных предприятий на конкурентных рынках за исключением закрытого перечня случаев.

И регионы приступили к подготовке планов по ликвидации/реорганизации унитарных предприятий – в 16 регионах такие планы уже утверждены, в 51 регионе – на завершающей стадии. Ведь с принятием 485-ФЗ государственные и муниципальные унитарные предприятия, созданные до вступления в силу этого закона и осуществляющие деятельность на товарных рынках, находящихся в условиях конкуренции, подлежат ликвидации или реорганизации по решению учредителя в срок до 1 января 2025 г. Если же этого не случится, то такие предприятия буду ликвидироваться в судебном порядке по иску антимонопольного органа. Исключение составляют только унитарные предприятия, работающие в районах Крайнего Севера в сфере культуры, обороны и безопасности страны.

Эвелина Ларсон

Этот материал опубликован в сентябрьском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.