Минюст России: в 44-ФЗ необходимы отдельные главы о госзакупках в строительстве

0
2

Минюст России: в 44-ФЗ необходимы отдельные главы о госзакупках в строительстве

На сайтах Правительства РФ и Президента РФ опубликован доклад, подготовленный Минюстом России, о результатах мониторинга правоприменения в России за 2018 г., в том числе в области госзакупок.

В доклад объемом более 170 страниц  включены результаты мониторинга выполнения решений Конституционного Суда РФ, постановлений Европейского суда по правам человека, а также результаты мониторинга правоприменения по отраслям законодательства РФ, в частности в сферах оплаты труда, таможенного дела, госзакупок, территориального планирования, государственной регистрации недвижимости, антимонопольного законодательства.

Говоря о госзакупках, авторы  доклада указали: «Помимо Федерального закона № 44-ФЗ в сфере регулирования публичных закупок действует более 100 постановлений Правительства Российской Федерации. Таким образом, законодательство о контрактной системе является чрезвычайно громоздким, что затрудняет процесс его применения».

При этом  в разделе, посвященном госзакупкам, выделены основные тенденции в развитии российского законодательства о закупках, пишут в журнале «Конкуренция и право».

Указывается, что необходимы законодательные решения, направленные на совершенствование механизмов закупок, в том числе:

• определение единых правил нормирования и единого обязательного перечня нормируемых товаров, работ, услуг;

• переход к нормированию характеристик на основе каталога;

• оптимизация процедур закупок путем исключения излишних, неэффективных способов закупок;

• максимальная автоматизация и электронизация всех документов и этапов закупок посредством функциональных возможностей ЕИС;

• обеспечение участия в закупках квалифицированных и опытных участников путем введения универсальной предквалификации как критерия доступа к закупкам.

Сообщается, что Минфин России готовит проекты федерального закона и подзаконных нормативных правовых актов, направленных на достижение этих целей.

Также в разделе обозначены проблемы системного характера в сфере госзакупок.

Так, в рамках Закона № 44-ФЗ наименее урегулированы особенности закупок в отдельных сферах. В частности, в поступивших в Минюст России докладах субъектов РФ особо обозначаются такие сферы, как лекарственное обеспечение, строительство, закупки жилья для предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. В докладе указано, что целесообразно дальнейшее развитие Закона № 44-ФЗ путем выделения в главе 7 специальных статей, регулирующих особенности закупок в указанных сферах.

Среди других обозначенных в докладе проблем в этой сфере:

• затрудненная реализация ряда полномочий комиссии по осуществлению закупок;

• юридические трудности при реализации права детей-сирот на обеспечение жильем. Предлагается в числе прочего дополнить перечень исключений, предусмотренный ч. 8 ст. 96 Закона № 44-ФЗ, положениями о приобретении жилых помещений для предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, без установления необходимости предоставления обеспечения исполнения контракта;

• несогласованность между нормами Закона № 44-ФЗ и общими положениями Гражданского кодекса РФ и др.

В докладе делается вывод, что оценка Закона № 44-ФЗ как бизнесом, так и заказчиками совпадает в части понимания его забюрократизированности и недостаточного учета особенностей отдельных видов товаров, работ, услуг.

В целом необходимо отметить, что большинство экспертов в сфере закупок отмечают наличие множества проблем в законодательстве о контрактной системе. Участники закупок видят в бюрократизации процесса закупок широкие возможности для злоупотреблений. Со стороны заказчиков и членов комиссий нередко выражается обеспокоенность наличием неоднозначно трактуемых норм, за нарушение которых возможно наложение штрафов, сопоставимых с заработной платой.

Количество судебных актов в сфере закупок ежегодно увеличивается:
2016 год — более 35 тысяч;
2017 год — более 37 тысяч;
2018 год — более 49 тысяч.

В то же время предсказуемость судебной практики, определенность толкования законодательства должны были бы, напротив, уменьшать количество судебных дел, говорится в документе.

При этом авторы доклада делают вывод, что установление приоритета неценовых критериев является коррупциогенным фактором, поэтому необходимо широкое общественное обсуждение перечня таких случаев, которое позволит учесть объективные причины имеющихся замечаний,

Полный текст доклада размещен по ссылке: http://static.kremlin.ru/media/events/files/ru/tsVAHRADDvT2TTAHlE7obMWpMq5nN9fi.pdf  

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here