Пока на образование не хватает времени, проблемы стройотрасли будут нарастать

0
16

Пока на образование не хватает времени, проблемы стройотрасли будут нарастать

На октябрьское заседание Президиума Общественного совета Минстроя России было вынесено три вопроса – работа с обращениями граждан, развитие системы профессиональной подготовки кадров и бесхозное похоронное дело. Однако в ходе обсуждения кадровой проблемы стало ясно, что выделенного времени явно мало, и для серьезного разговора смешивать кадры и граждан явно ни к чему. Иначе все, действительно, закончится похоронами.

О том, что ситуация с уровнем квалификации кадров в целом по стране и в строительстве в частности близка к катастрофической, говорит хотя бы тот факт, что 85% трудящихся – это средне- и низкоквалифицированные работники, а 35% заняты низкооплачиваемым трудом. «Благодаря» этому Россия находится на 89 месте в мире по доступности к высококвалифицированным кадрам.

В ближайшие годы ситуация в строительстве должна резко измениться  — после реализации Стратегии развития строительной отрасли около 30% всех строительных профессий или радикально поменяются, или вообще исчезнут со стройплощадки. Национальная программа развития профессиональных квалификаций, а затем и независимая оценка квалификации, по идее, должны подтолкнуть строительный комплекс к обновлению кадрового состава. Для этого постоянно создаются и актуализируются профстандарты, ведется мониторинг рынка труда и, что самое главное, начинают меняться программы обучения в вузах и колледжах.

О том, что выпускники приходят на стройки исключительно с теоретическими знаниями, и далеко не всегда свежими, работодатели говорят постоянно. И это подтверждается тестовыми экзаменами по независимой оценке квалификации, которые в порядке эксперимента сдавали выпускники нескольких колледжей и вузов. Только 40% с могли сдать профессиональный экзамен, а остальных 60%, по идее, нужно было отправлять опять учиться.

Нужно сказать, что и работодатели, жалуясь на низкую квалификацию работников,  не особенно интересуются тем, как ее проверить и повысить: только 17% работодателей в строительстве готовы направить своих работников на независимую оценку квалификации, а еще  30% о ней не слышали никогда. Возможно, ситуация изменится, если независимая оценка квалификации в строительстве станет обязательной, но пока это еще только предложения, которые прозвучали со стороны Национального объединения строителей.

Молодым — дорога не на стройку
Развернутую картину с подготовкой инженеров-строителей представил ректор МГСУ Андрей Волков. Предваряя его выступление, председатель Общественного совета Сергей Степашин попросил высказаться коротко, на что Андрей Волков заметил: «Проблемы, которые вы сейчас рассматриваете, возникли потому, что на образование никогда не хватает времени!». И в этом он был абсолютно прав, потому что все кадровые проблемы отрасли закладываются на самом первом этапе обучения будущих инженеров и рабочих. 

Систему высшего образования за последние 15 лет сильно и часто перетряхивали, но логичней и рациональней она от этого не стала. Бюджетные места в вузах, в том числе, в строительных, распределяются случайно, без учета потребности регионов. При этом вся система преподавания в строительных вузах должна измениться, нужно погружать учебный процесс в «цифру», нужно учить студентов тому, что в центре всех современных изменений в городах стоят именно специалисты. Сейчас все наши строительные вузы чрезвычайно далеки от этого.

При этом обеспеченность отрасли специалистами постоянно снижается, в последние годы усилился отток профессионалов, стройке не хватает более 100 тысяч молодых специалистов. Молодежь на стройку по-прежнему не идет! При этом строительные компании, жалуясь на нехватку кадолв, не принимают никакого участия в формировании заказа на молодых специалистов. «Разрыв между образованием и практическими потребностями существует, прежде всего, по вине работодателей», — жестко заявил А.Волков, добавив, что работодателям нужно почаще появляться в вузах, чтобы потом не разочаровываться в студентах. Сейчас же целевого обучения в строительных вузах практически нет, как нет и адекватной системы дополнительного профессионального образования.

Еще одна проблема – это полная неготовность строительной отрасли к массовому приходу на стройки выпускников-бакалавров. Никто так и не понимает до конца их места в строительном процессе и, соответственно, их обязанностей. И это при том, что 75% всех студентов сегодня – это бакалавры, которые через год-два массово будут выпускаться 187 вузами, в которых есть строительные специальности.

По мнению Андрея Волкова, нужна перенастройка всей системы отраслевого образования. Она должна быть интегрирована в реальный сектор экономики, строительных специалистов нужно насыщать цифровыми компетенциями, а престиж строительных профессий нужно поднимать.

При этом доступность высшего образования для будущих строителей падает с каждым годом: сейчас только 51% мест в строительных вузах оплачиваются из бюджета, а в магистратуре по специальности «архитектура» бюджетных мест практически не осталось.

«Кто будет всем этим заниматься?» — недовольно спросил Сергей Степашин ректора МГСУ, добавив, что двадцать лет говорим об одном и том же, и ничего не меняется. Но, возможно, нужно начать с того, чтобы уделить проблеме кадров столько внимания, сколько она требует, и не пытаться соблюдать регламент в ущерб смысловой нагрузке заседаний. А если нужно «пообсуждать» для протокола и в рамках отведенного времени, современных высококвалифицированных кадров на стройке не будет никогда.

Елена Шинкоренко

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here